Рефераты

Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)

О приватизации государственного жилищного фонда

Статья 1. Понятие приватизации государственного жилищного фонда

Приватизация государственного жилищного фонда (далее - приватизация) - это

отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домах, где

проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных

сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного

фонда в пользу граждан Украины.

Статья 2. Объекты приватизации

1. К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов,

одноквартирные дома, комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где

проживают два и более нанимателей (далее - квартиры (дома), которые

используются гражданами на условиях найма.

Статья 3. Способы приватизации.

Приватизация осуществляется путем:

безвозмездной передачи гражданам квартир (домов) из расчета санитарной нормы

21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и

дополнительно 1О квадратных метров на семью;

продажи излишков общей площади квартир (домов) гражданам Украины, живущим в

них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статья 4. Жилищные чеки

1. Жилищные чеки - это приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами

Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда.

Они могут также использоваться для приватизации доли имущества

государственных предприятий, земельного фонда.

Номинальная стоимость жилищного чека определяется восстановительной

стоимостью наличного государственного жилищного фонда с учетом общего индекса

роста стоимости имущества - 10, принятого для расчетов в Государственной

программе приватизации государственного имущества (6О6 млрд. руб. по

состоянию на 1 июля 1992 года), из расчета на каждого гражданина Украины - 12

тыс. рублей. Эта сумма подлежит периодической индексации в соответствии с

решениями Кабинета Министров Украины.

Статья 5. Порядок расчетов при приватизации квартиры (дома)

1. Если общая площадь квартир (домов), подлежащих приватизации,

соответствует площади, предусмотренной абзацем вторым статьи 3 настоящего

Закона, указанные квартиры (дома) передаются нанимателю и членам его семьи

безвозмездно.

В члены семьи нанимателя включаются лишь граждане, которые постоянно

проживают в квартире (доме) совместно с нанимателем или за которыми

сохраняется право на жилье.

2. Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить

семья нанимателя безвозмездно, нанимателю и членам его семьи выдаются

жилищные чеки, сумма которых определяется исходя из размера недостающей

площади и восстановительной стоимости одного квадратного метра.

3. Если общая площадь квартиры (дома) превышает площадь, которую имеет право

получить семья съемщика неоплачиваемой, съемщик осуществляет доплату ценными

бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли,

а в случае их отсутствия - деньгами. Сумма доплат определяется произведением

размера избыточной общей площади на стоимость одного квадратного метра.

4. Право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда с

использованием жилищных чеков получают граждане Украины, которые постоянно

проживают в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в

улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона.

5. Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье

безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной

доплатой один раз.

Статья 6. Безвозмездная передача квартир (домов) независимо

от размера их общей площади

1. Независимо от размера общей площади безвозмездно передаются в

собственность граждан занимаемые ими:

однокомнатные квартиры;

квартиры (дома), полученные в случае сноса или отселения всех семей из домов

(частей домов), принадлежавших им на праве собственности, если прежние

собственники не получили за эти дома (части домов) денежную компенсацию;

квартиры (дома), в которых проживают граждане, которым установлена эта

льгота Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших

в результате Чернобыльской катастрофы";

квартиры (дома), в которых проживают граждане, удостоенные звания Героя

Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом Славы

трех степеней, ветераны Великой Отечественной войны, воины-

интернационалисты, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны труда,

проработавшие: не менее 25 лет - женщины, ЗО лет - мужчины, ветераны

Вооруженных Сил и репрессированные лица, реабилитированные согласно Закону

Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине";

квартиры (дома) , в которых проживают семьи погибших при исполнении

государственных и общественных обязанностей и на производстве;

квартиры (дома ) , в которых проживают военнослужащие, которым установлена

льгота Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и

членов их семей" ;

квартиры (дома) , в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех

и более несовершеннолетних детей) .

Статья 8. Организация проведения приватизации и оформление права собственности

1. Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется

уполномоченными на это органами, созданными местной государственной

администрацией, и органами местного самоуправления, государственными

предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении

или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.

2. Передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или

долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов

семьи, постоянно проживающих в данной квартире (доме) , в том числе временно

отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным

определением уполномоченного собственника квартиры (дома).

3. Передача квартир (домов) в собственность граждан осуществляется на

основании решений соответствующих органов приватизации, принимаемых не

позднее месяца со дня получения заявления гражданина.

4. Подготовка и оформление документов о передаче в собственность граждан

квартир (домов) могут быть возложены на специально создаваемые органы

приватизации (агентства, бюро, другие предприятия).

5. Передаче квартир (домов) в собственность граждан с доплатой,

безвозмездно либо с компенсацией в соответствии со статьей 5 настоящего

Закона оформляется свидетельством о праве собственности на квартиру (дом) ,

которое регистрируется в органах приватизации и не нуждается в нотариальном

удостоверении.

6. Оплата стоимости приватизированного жилья может производиться

гражданами в рассрочку на 1О лет при условии внесения первичного взноса в

размере не менее 1О процентов суммы, подлежащей выплате. При этом гражданин

дает органу приватизации письменное обязательство о погашении суммы

стоимости, которая остается неуплаченной.

7. Органы приватизации, осуществляющие приватизацию государственного

жилищного фонда, имеют право на деятельность по оформлению и регистрации

документов о праве собственности на квартиру (дом). Это право удостоверяется

лицензией, которая выдается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров

Украины.

8. Стоимость услуг за оформление документов на право собственности на

квартиры (дома) оплачивается гражданами по расценкам, которые

устанавливаются местными органами государственной исполнительной власти.

9. Государственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном

ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и

учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по

месторасположению домов с последующим осуществлением их приватизации

органами местной государственной администрации и местного самоуправления

согласно требованиям настоящего Закона.

В случае банкротства предприятий, изменения формы собственности или

ликвидации предприятий, учреждений, организаций, в полном хозяйственном

ведении которых пребывает государственный жилищный фонд, последний (кроме

общежитий) одновременно передается в коммунальную собственность

соответствующих городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.

Нежилые помещения жилищного фонда, которые используются предприятиями

торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового

обслуживания населения на условиях аренды, передаются в коммунальную

собственность соответствующих городских, поселковых, сельских Советов

народных депутатов.

Порядок передачи жилищного фонда, который пребывал в полном хозяйственном

ведении предприятий, учреждений или организаций, в коммунальную собственность

определяется Кабинетом Министров Украины.

10. Органы приватизации не вправе отказать жителям квартир (домов) в

приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных

пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.

11. Споры, возникающие при приватизации квартир (домов) государственного

жилищного фонда, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с

их компетенцией.

12. Должностные лица и граждане при нарушении требований настоящего Закона

несут дисциплинарную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность

согласно действующему законодательству.

86. Право собственности лиц, ведущих крестьянское (фермерское)

хозяйство.

1. Законы Украины «О собственности» (ст. 38) и «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» (ст.14) устанавливают, что имущество лиц, ведущих

кресть­янское (фермерское) хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной

собственности, если иное не предусмотрено договором между ними.

Отнесение имущества крестьян ;кого (фермерского) хозяйства к общей долевой

собственности согласно до­говора между ними влечет за собой различный

право­вой режим имущества крестьянского хозяйства. За­коном «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве» внутрихозяйственные имущественные отношения ме­жду

членами крестьянского хозяйства не урегулиро­ваны. Гражданское

законодательство не приведено в соответствие с потребностями правового

обеспечения товарно-денежных, рыночных отношений. В такой си­туации

необходимо руководствоваться общими прин­ципами гражданского

законодательства. В соответст­вии с ними владение, пользование и распоряжение

имуществом при общей долевой собственности произ­водятся по согласию всех

участников. При этом каж­дый участник соразмерно своей доле имеет право на

доходы от общего имущества, отвечает перед третьими лицами по обязательствам,

связанным с общим иму­ществом, и должен участвовать в уплате всякого рода

налогов и платежей, а также в издержках по содержа­нию и сохранению общего

имущества.

2. Владение, пользование и распоряжение имущест­вом, относящимся к общей

совместной собственности, также осуществляется с согласия всех членов

хозяй­ства. По сделкам, совершенным главой крестьянского двора или другого

уполномоченного лица, отвечает сво­им имуществом крестьянское (фермерское)

хозяйст­во в целом, если из обстоятельств дела не вытекает, что сделка

совершена в личных интересах самого гла­вы хозяйства. Другие члены хозяйства

отвечают по своим обязательствам личным имуществом и своей долей в совместной

собственности, если из дела не вытекает, что сделка совершена ими в интересах

хо­зяйства. В общей совместной собственности доля ка­ждого члена

крестьянского (фермерского) хозяйства в процессе хозяйственной деятельности

не определя­ется. Она определяется в таких случаях:

1) выход члена из состава хозяйства без образования нового хозяйства (выдел);

2) при образовании из одного хозяйства двух или более хозяйств (раздел);

3) при обращении взыскания по личным обязательствам члена хозяйства.

Размер доли в общем имуществе хозяйства уста­навливается по общим правилам

исходя из равенст­ва долей всех членов хозяйства, если иное не обусловлено

договором между ними. При разделе общей со­вместной собственности имущество,

которое принад­лежало члену хозяйства до вступления в хозяйство или

приобретено за собственные средства, не внесен­ные в общую собственность, не

учитывается. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ЗК Ук­раины

(ст. 51) земельные участки предоставляются в собственность или пользование не

крестьянскому (фер­мерскому) хозяйству, а гражданину, изъявившему же­лание

вести крестьянское (фермерское) хозяйство, и в соответствии с частью 5 статьи

52 ЗК Украины зе­мельные участки граждан, которые ведут крестьянское

(фермерское) хозяйство, разделу не подлежат. Имуще­ственные отношения,

урегулированные гражданским законодательством, должны строиться на

обеспечении права каждого члена хозяйства на долю в имуществе при выходе из

хозяйства или в других перечислен­ных выше случаях.

3. Земельные и имущественные отношения кресть­янских (фермерских) хозяйств

регулируются проти­воречиво, непоследовательно. С одной стороны, соглас­но

законодательству крестьянские (фермерские) хозяйства являются юридическими

лицами и как та­ковые должны быть субъектами правоотношений, об­ладать

соответствующими правами во внешних и внут­рихозяйственных отношениях. С

другой стороны, земельное законодательство и законодательство о кре­стьянских

(фермерских) хозяйствах выделяет граж­дан, ведущих крестьянское хозяйство, и

членов их се­мьи. Такое положение при всем кажущемся равноправии всех членов

крестьянского (фермерско­го) хозяйства, включая его главу, ставит главу

хозяй­ства в господствующее, а членов семьи в зависимое от него положение.

Таким образом, на сегодняшний день законодатель не создал условий выполнения

юриди­ческим лицом — крестьянским (фермерским) хозяй­ством — соответствующих

функций, не обеспечив за­щиту имущественных прав юридического лица в целом и

его членов как в отношениях с другими юридиче­скими лицами, гражданами и

государством, так и во внутрихозяйственных отношениях между ними.

87. Право государственной собственности: содержание,

основания возникновения.

Право государственной собственности - это право госу­дарства, выступающего

как субъект частноправовых отно­шений, владеть, пользоваться и распоряжаться

имуществом через свои органы или специально уполномоченных им, как

собственником, лиц.

Субъектом права государственной собственности являет­ся государство Украина,

которое выступает представите­лем общих интересов народа. В отдельных случаях

субъек­том права государственной собственности может быть тер­риториальная

громада, - ассоциированная форма части ук­раинского народа.

В статье 13 Конституции Украины закреплено, что пра­во государственной

собственности от имени украинского на­рода осуществляют органы

государственной власти.

К ним в первую очередь относится глава государства - Президент Украины,

который выступает от имени государст­ва в различных правоотношениях, в том

числе, осуществля­ет право государственной собственности.

Наряду с Президентом право государственной собствен­ности осуществляет также

Верховна Рада Украины. Она утверждает государственный бюджет Украины и

осуществ­ляет контроль за его использованием, а также осуществляет целый ряд

других полномочий. Полномочия Верховной Рады закреплены в ст. 85 Конституции

Украины.

Право государственной собственности осуществляет так­же Кабинет Министров

Украины, который управляет госу­дарственной собственностью (ст. 116

Конституции). Однако деятельность его в этой сфере ограничена опредленными

рамками. Так, для заключения международных экономичес­ких договоров Премьер-

министр Украины, министры Укра­ины должны иметь доверенность, подписанную

Президентом Украины.

Право государственной собственности может также осуществлять Фонд

государственного имущества Украины, • другие уполномоченные органы, в том

числе государствен­ные предприятия и учреждения (ст. ст. 33, 37, 39 Закона

Украины "О собственности").

Круг объектов права государственной собственности не ограничен.

Государство может быть собственником любых вещей, в том числе, изъятых из

гражданского оборота и ограниченных в обороте. Однако необходимо иметь в виду,

что веши, изъятые из оборота, не являются объектами граж­данских

правоотношений. Поэтому осуществление права го­сударства по использованию таких

вещей, распоряжению ими и т.п. не является сферой действия частного

(граждан­ского). Совершая такие действия, государство выступает как субъект

властеоотношений, его власть над вещами в дан­ном случае является проявлением

свойств публичной влас­ти. В связи с этим данные отношения являются сферой

публичного права со всеми вытекающими отсюда послед­ствиями (метод воздействия

на участников, принципы, спо­соб защиты и пр.).

От права государственной собственности, как отмечалось, следует отличать

право коммунальной собственности.

88. Право коммунальной собственности: содержание,

основания возникновения.

Наряду с частной, сохраняется и государственная соб­ственность, которая, как

будто, должна подразделяться на общегосударственную (республиканскую)

собственность и собственность административно-коммунальных единиц

(ком­мунальную). Во всяком случае, такое подразделение следу­ет из ст. 31

Закона Украины "О собственности".

Однако следует отметить, что в связи с принятием Кон­ституции Украины и

вступлением в силу- 21 мая 1997 г. Закона Украины "О местном самоуправлений в

Украине" данное положение устарело. Основанием для подобного ут­верждения

служит закрепленное в ст. ст. 142, 143 Консти­туции Украины и ст. 60 Закона "О

местном самоуправле­нии в Украине" положение о том, что право коммунальной

собственности принадлежит самостоятельным субъектам - территориальным громадам

(а не административно-терри­ториальным единицам, как сказано в Законе "О

собственнос­ти"). Согласно ст. 140 Конституции Украины и ст. 1 Закона "О

местном самоуправлении" территориальная громада - это жители села или

добровольное объединение жителей нескольких сел, поселка, города, являющихся

самостоятель­ными административно-территориальными единицами. Соот­ветственно,

право коммунальной собственности это право территориальной громады владеть,

целесообразно, эконом­но, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему

ус­мотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуще­ством как

непосредственно, так и через органы местного самоуправления (сельские,

поселковые, городские Советы).

Таким образом, в законодательство введен новый субъект права собственности, не

предусмотренный ст. 3 Закона "О собственности", но обладающий всеми

полномочиями соб­ственника - территориальная громада, которой и принадле­жит

право коммунальной собственности. Поэтому комму­нальную собственность

следует рассматривать не как раз­новидность государственной, а как

самостоятельную форму собственности.

Право коммунальной собственности - это право террито­риальной громады

владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом,

осуществляемое непосред­ственно или через органы местного самоуправления.

Субъектом права коммунальной собственности являются территориальные

громады сел, поселков, городов и т.д. В соответствии с Законом Украины "О

местном самоуправле­нии в Украине" от 21 мая 1997 г. территориальной грома­дой

признаются жители, объединенные постоянным прожива­нием в границах села,

поселка, города. В городах с ра­йонным делением громады районов также действуют

как субъекты права собственности.

Объектами права коммунальной собственности является различное движимое и

недвижимое имущество, доходы мес­тных бюджетов, землю, природные ресурсы,

предприятия, учреждения, организации и т.д.

Перечень объектов, относящихся к коммунальной собственности, содержится в ст.

35 Закона Украины "О собственности".

В ст. 41 Конституции Украины закреплено, что граждане для удовлетворения

своих потребностей могут пользо­ваться объектами права как государственной,

так и комму­нальной собственности в соответствии с законом.

Однако следует отметить, что круг объектов права ком­мунальной собственности

более узок, чем круг объектов права государственной собственности. В

частности, в ком­мунальной собственности не может находиться имущество,

являющееся объектом исключительной собственности государства {например,

атомное оружие, единая энергосис­тема и др.).

Основаниями возникновения права коммунальной соб­ственности в соотвествии

с Законом Украины от 3 марта 1998 года "О "передаче объектов права

государственной и коммунальной собственности" могут быть передача имуще­ства

территориальным громадам безвозмездно государством, другими субъектами права

собственности и т.п.

Правомочия владения, пользования и распоряжения объек­тами права коммунальной

собственности от имени и в интересах громады осуществляют органы местного

само­управления.

89. Осуществление права государственной собственности.

Понятие оперативного управления и полного хозяйственного ведения

имуществом.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Типовой форме контракта с руководителем предприятия, которое

находится в общегосударственной собственности

6. Руководитель осуществляет текущее (оперативное) руководство

предприятием, организовывает его производственно-хозяйственную,

социально-бытовую и другую деятельность, обеспечивает выполнение задач

предприятия, предусмотренных законодательством, уставом предприятия и

настоящим контрактом.

«О собственности»

Статья 37. Правовой режим имущества государственного предприятия.

1. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за

государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного

хозяйственного ведении, кроме случаев, предусмотренных законодательством

Украины.

Осуществляя право полного хозяйственного ведения, предприятие владеет,

пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая в отношении его

любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К

праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве

собственности, если иное не установлено законодательными актами Украины.

2. В случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять

государственным имуществом, решения о реорганизации или ликвидации

государственного предприятия, трудовой коллектив вправе требовать передачи

предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное на

коллективной собственности.

3. Если возбуждено производство по делу о банкротстве государственного

предприятия, его трудовой коллектив вправе требовать передачи предприятия

ему в аренду или преобразование его в другое предприятие, основанное на

коллективной собственности, при условии принятия на себя долгов предприятия-

должника и согласии кредиторов.

90. Понятие конфискации, реквизиции, национализации.

«О собственности» Статья 55. Случаи лишения права собственности

1. Собственник не может быть лишен права собственности на свое имущество,

кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными

актами Украины.

2. Изъятие имущества у собственника допускается при обращении взыскания на

это имущество по обязательствам собственника в случаях и порядке,

предусмотренных настоящим Законом, а также Гражданским и Гражданско-

процессуальным кодексами Украины.

З. При обстоятельствах чрезвычайного характера: в случаях стихийных

бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий имущество в интересах общества по

решению органов государственной области может быть изъято (реквизировано) у

собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами

Украины, с выплатой ему стоимости имущества в объеме, предусмотренном

пунктом 4 статьи 48 настоящего Закона.

В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, допускается

возмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или другого

компетентного органа (должностного лица). Собственнику выплачивается

стоимость этого имущества в порядке и размерах, установленных

законодательными актами Украины.

4. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, имущество

может быть безвозмездно изъято (конфисковано) у собственника по решению

(приговору) суда, Арбитражного суда с либо другого компетентного органа

(должностного лица) в виде санкции за совершение правонарушения.

"Конфискация" означает наказание или меру, назначенные судом после

рассмотрения дела относительно уголовного преступления или уголовных

преступлений, результатом которого является окончательное лишение

собственности.

Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных

преступным путем, 1990 год (ст.1) г.Страсбург, 8 ноября 1990 года ( 995_029 )

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в

собственность государства всего или части имущества, являющегося личной

собственностью осужденного.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ (ст.35) 28.12.1960 ( 2001-05 )

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в

собственность государства.

91. Право коллективной собственности: понятие, содержание,

основания возникновения, объекты, субъекты.

Коллективная собственность не упоминается Конституци­ей Украины, однако право

коллективной собственности пре­дусмотрено в "Законе о собственности".

Чтобы устранить эту коллизию, остается предположить, что в Законе "О

собственности" речь идет всего лишь об установлении специального правого

режима использования определенных видов имущества.

Это избавляет от необходимости давать специальное определение права коллективной

собственности, ограничившися констатацией того факта, что коллектив имеет

право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, кото­рое он

осуществляет непосредственно или через избранные (уполномоченные) им органы.

Характеризуя содержание права коллективной собствен­ности, следует упомнить о

том, что в литературе предлага­лось выделять еще одно (четвертое по

отношению к клас­сической "триаде") правомочие коллективных образований

относительно принадлежащего им имущества. Это правомочие управления

собственностью (имуществом). Однако бо­лее правильным представляется

считать управление не чет­вертым элементом содержания права собственности, а

фун­кцией органа управления коллективного юридического лица, которую тот

осуществляет, в процессе реализации права пользования или распоряжения

имуществом.

Субъектами права коллективной собственности считают­ся трудовые

коллективы государственных предприятий, кол­лективы арендаторов, коллективные

предприятия, коопера­тивы, акционерные общества, хозяйственные товарищества,

хозяйственные объединения, профессиональные союзы, поли­тические партии и

другие общественные объединения, рели­гиозные и иные организации, являющиеся

юридическими лицами (ст. 20 Закона "О собственности").

Субъектам права коллективной собственности - свой­ственен ряд специфических

особенностей:

• они выступают в качестве собственников имущества юридического лица,

переданного ему в собственность;

• к числу актов, определяющих правовой режим имущест­ва этих субъектов,

относятся, кроме законодательства, уч­редительные документы;

• учредители этих юридических лиц не имеют на имущест­во юридического лица

вещных прав, а реализуют свое пра­во собственности при помощи

обязательственных, кор­поративных прав и т.п.

Характеризуя субъектный состав данных отношений сле­дует обратить внимание на

такую особенность. В качестве субъектов права коллективной собственности

названы кол­лективы работников государственных предприятий, а также почти все

возможные организационно-правовые формы него­сударственных юридических лиц.

Не упоминаются в этом перечне лишь частные предприятия. В связи с этим

возника­ет вопрос: являются ли коллективы таких предприятий или сами

предприятия, созданные более чем одним лицом, субъек­тами права коллективной

собственности?

На первый взгляд, это вполне возможно по таким сооб­ражениям. Во-первых, в

отношении субъектов права коллективной собственности дан неисчерпывающий

список, кото­рый, следовательно, может подлежать распространительному

толкованию (ст. 20 Закона "О собственности" упоминает "...и иные организации").

Во-вторых, частные предприятия не при­знаны действующим законодательством

субъектами права ча­стной собственности (и по сути своей не могут быть

субъек­тами права государственной собственности). Следовательно, считая их

субъектами права собственности, это можно делать только применительно к

коллективной собственности. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что

частное предприя­тие является субъектом права коллективной собственности.

Однако такое предположение в какой-то степени приме­нимо только к

хозяйственным обществам, созданным част­ными лицами. (Впрочем, многие считают

их не частными, а коллективными предприятиями). Применительно к унитарно­му

частному предприятию это выглядит абсолютно нелогич­ным. Собственник,

создавая предприятие за счет объектов частной собственности, имеет в виду

занятие предпринима­тельской деятельностью, получение прибыли, но отнюдь не

пре­образование своей индивидуальной собственности в коллек­тивную. Кроме

того, субъектом права собственности остается гражданин - собственник

предприятия, а не коллектив.

С учетом сказанного, остается сделать вывод, что в со­ответствии с

действующем законодательством частное пред­приятие вообще не может быть

субъектом права собствен­ности, являясь лишь его объектом.

Что касается объектов права коллективной собственнос­ти, то тут применимы

соответствующие положения об объек­тах права частной собственности в

отношении состава и количества имущества, а также положения имуществе,

ог­раниченном в обороте. Следует заметить, что это тем более ставит под

сомнение целесообразность обособления права коллективной собственности и

говорит в пользу признания юридических лиц субъектами права частной

собственности.

Некоторые особенности объектов права коллективной собственности Закон "О

собственности" связывает с орга­низационными формами субъектов этого права.

Так, хозяйственные общества, которые являются органи­зационно-правовой

формой объединения на принципах со­глашения имущества и предпринимательской

деятельности субъектами гражданского (как физическими, так и юриди­ческими

лицами) для совместной деятельности с целью получения прибыли путем образования

нового юридического яйца, могут иметь в собственности: денежные и

имуществен­ные взносы его членов, переданные ему в собственность;

изготовленная продукция; доходы, полученные от хозяйствен­ной деятельности;

имущество, приобретенное по основани­ям не запрещенным законом.

Кооператив, как основанная на членстве граждан орга­низация для общего

ведения хозяйственной и иной деятель­ности путем собственного трудового участия

и объединения имущества его членов, выступает собственником определен­ных

материально-финансовых ресурсов (средств производ­ства, обмена или предметов

потребления), которые состав­ляют экономическую основу его деятельности.

Общественные организации в соответствии с Законом Ук­раины "Об

объединениях граждан" могут иметь в собствен­ности средства и другое имущество,

переданные им учреди­телями, членами (участниками) или государством,

приобре­тенное от вступительных или членских взносов, пожертво­ванное

гражданами, предприятиями, учреждениями и орга­низациями, а также имущество,

приобретенное за счет соб­ственных средств или по иным основаниям, не

запрещенным законом. Кроме этого общественные организации вправе зани­маться

предпринимательской деятельностью через учрежденные ими предприятия. Такие

предприятия также находятся в соб­ственности учредившей их общественной

организации.

Режим имущества религиозных организаций определяет­ся Законом Украины "О

свободе совести и религиозных орга­низациях" от 23 апреля 1991г. В

собственности таких органи­заций могут быть строения, предметы культа, объекты

произ­водственного, социального назначения, транспорт, средства и иное

имущество, необходимое для обеспечения их деятельнос­ти и приобретенное

в соответствии с требованиями закона.

92. Понятие интеллектуальной собственности.

В соответствии с Конституцией Украины каждый граж­данин имеет право на

результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности. В статье 54

Конституции говорит­ся о том, что гражданам гарантируется свобода

литератур­ного, художественного, научного и технического творчества.

Государство гарантирует защиту интеллектуальной собствен­ности, авторских

прав граждан, их моральных и материаль­ных интересов, возникающих в связи с

интеллектуальной

деятельностью.

Творчество определяется как целенаправленная интел­лектуальная деятельность

человека, результатом которой являеся что-либо качественно новое,

отличающееся неповтор-ностью, оригинальностью и общественно-исторической

уни­кальностью.

Результаты творческой деятельности объединены поняти­ем "интеллектуальной

собственности" (А.А. Подопригора).

Понятие "интеллектуальная собственность" страдает из­вестной

противоречивостью. Она состоит в том, что этот вид собственности формируется

интеллектуальными усилиями автора, но оформляется юридически с помощью

документов, которые гарантируют соответствующие имущественные пра­ва,

становящиеся реальностью лишь благодаря введению последних в хозяйственный

оборот с помощью системы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных

опе­раций и процессов материального производства. Только в результате

названной совокупности действий объект твор­чества превращается в особый вид

собственности.

Страны с рыночной экономикой давно осознали значение интеллектуальной

собственности для темпов промышленного развития. В Украине интеллектуальная

собственность впер­вые была предусмотрена лишь Законом "О собственнос­ти". Им

же были определены субъекты и объекты права интеллектуальной собственности.

Считается, что интеллектуальная собственность ох­ватывает только

имущественные права: право использовать самому идею в своей

предпринимательской деятельности;

право запрещать это делать другим лицам, за исключением тех случаев, когда

законодательством установлены ограни­чения; право разрешать на основании

соглашений исполь­зовать высказанные другими лицами идеи, как правило, на

платной основе в предпринимательстве.

Объект права интеллектуальной собственности - резуль­таты творческой

деятельности как целеустремленной интел­лектуальной деятельности человека,

результатом которой является что-то качественно новое, отличающееся

неповто­римостью, оригинальностью и общественно-исторической уни­кальностью.

К объектам права интеллектуальной собственности от­носят

1. Результаты интеллектуальной деятельности:

* произведения науки, литературы и искусства,

* исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания,

* открытия, полезные модели, промышленные образцы,

* селекционные достижения,

* топологии интегральных схем,

* нераскрытая информация, в том числе секреты производ­ства (ноу-хау);

2. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров или услуг:

* фирменные наименования,

* знаки для товаров и услуг,

* наименования мест происхождения товаров (указание происхождения) товаров;

3. Иные результаты интеллектуальной деятельности • средств индивидуализации

участников гражданского оборо­та, товаров и услуг.

Права на объекты интеллектуальной собственности воз­никают по факту их

создания или же вследствие предостав­ления правовой охраны уполномоченным

государственным органом.

Авторам результатов интеллектуальной деятельности при­надлежат в отношении

этих результатов личные неимуще­ственные и имущественные права.

Личные неимущественные права принадлежат автору не­зависимо от его

имущественных прав и сохраняются за ним в случаях перехода его имущественных

прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


© 2010 Современные рефераты