Шпора: Шпоры по Гражданскому праву Украины (общая часть)
О приватизации государственного жилищного фонда
Статья 1. Понятие приватизации государственного жилищного фонда
Приватизация государственного жилищного фонда (далее - приватизация) - это
отчуждение квартир (домов), комнат в квартирах и одноквартирных домах, где
проживают два и более нанимателей, и относящихся к ним хозяйственных
сооружений и помещений (подвалов, сараев и т. п.) государственного жилищного
фонда в пользу граждан Украины.
Статья 2. Объекты приватизации
1. К объектам приватизации относятся квартиры многоквартирных домов,
одноквартирные дома, комнаты в квартирах и одноквартирных домах, где
проживают два и более нанимателей (далее - квартиры (дома), которые
используются гражданами на условиях найма.
Статья 3. Способы приватизации.
Приватизация осуществляется путем:
безвозмездной передачи гражданам квартир (домов) из расчета санитарной нормы
21 квадратный метр общей площади на нанимателя и каждого члена его семьи и
дополнительно 1О квадратных метров на семью;
продажи излишков общей площади квартир (домов) гражданам Украины, живущим в
них или состоящим в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Статья 4. Жилищные чеки
1. Жилищные чеки - это приватизационные бумаги, получаемые всеми гражданами
Украины и используемые при приватизации государственного жилищного фонда.
Они могут также использоваться для приватизации доли имущества
государственных предприятий, земельного фонда.
Номинальная стоимость жилищного чека определяется восстановительной
стоимостью наличного государственного жилищного фонда с учетом общего индекса
роста стоимости имущества - 10, принятого для расчетов в Государственной
программе приватизации государственного имущества (6О6 млрд. руб. по
состоянию на 1 июля 1992 года), из расчета на каждого гражданина Украины - 12
тыс. рублей. Эта сумма подлежит периодической индексации в соответствии с
решениями Кабинета Министров Украины.
Статья 5. Порядок расчетов при приватизации квартиры (дома)
1. Если общая площадь квартир (домов), подлежащих приватизации,
соответствует площади, предусмотренной абзацем вторым статьи 3 настоящего
Закона, указанные квартиры (дома) передаются нанимателю и членам его семьи
безвозмездно.
В члены семьи нанимателя включаются лишь граждане, которые постоянно
проживают в квартире (доме) совместно с нанимателем или за которыми
сохраняется право на жилье.
2. Если общая площадь квартиры меньше площади, которую имеет право получить
семья нанимателя безвозмездно, нанимателю и членам его семьи выдаются
жилищные чеки, сумма которых определяется исходя из размера недостающей
площади и восстановительной стоимости одного квадратного метра.
3. Если общая площадь квартиры (дома) превышает площадь, которую имеет право
получить семья съемщика неоплачиваемой, съемщик осуществляет доплату ценными
бумагами, полученными для приватизации государственных предприятий или земли,
а в случае их отсутствия - деньгами. Сумма доплат определяется произведением
размера избыточной общей площади на стоимость одного квадратного метра.
4. Право на приватизацию квартир (домов) государственного жилищного фонда с
использованием жилищных чеков получают граждане Украины, которые постоянно
проживают в этих квартирах (домах) или состояли на учете нуждающихся в
улучшении жилищных условий до введения в действие настоящего Закона.
5. Каждый гражданин Украины имеет право приватизировать занимаемое им жилье
безвозмездно в пределах номинальной стоимости жилищного чека или с частичной
доплатой один раз.
Статья 6. Безвозмездная передача квартир (домов) независимо
от размера их общей площади
1. Независимо от размера общей площади безвозмездно передаются в
собственность граждан занимаемые ими:
однокомнатные квартиры;
квартиры (дома), полученные в случае сноса или отселения всех семей из домов
(частей домов), принадлежавших им на праве собственности, если прежние
собственники не получили за эти дома (части домов) денежную компенсацию;
квартиры (дома), в которых проживают граждане, которым установлена эта
льгота Законом Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших
в результате Чернобыльской катастрофы";
квартиры (дома), в которых проживают граждане, удостоенные звания Героя
Советского Союза, Героя Социалистического Труда, награжденные орденом Славы
трех степеней, ветераны Великой Отечественной войны, воины-
интернационалисты, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, ветераны труда,
проработавшие: не менее 25 лет - женщины, ЗО лет - мужчины, ветераны
Вооруженных Сил и репрессированные лица, реабилитированные согласно Закону
Украины "О реабилитации жертв политических репрессий в Украине";
квартиры (дома) , в которых проживают семьи погибших при исполнении
государственных и общественных обязанностей и на производстве;
квартиры (дома ) , в которых проживают военнослужащие, которым установлена
льгота Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и
членов их семей" ;
квартиры (дома) , в которых проживают многодетные семьи (семьи, имеющие трех
и более несовершеннолетних детей) .
Статья 8. Организация проведения приватизации и оформление права собственности
1. Приватизация государственного жилищного фонда осуществляется
уполномоченными на это органами, созданными местной государственной
администрацией, и органами местного самоуправления, государственными
предприятиями, организациями, учреждениями, в полном хозяйственном ведении
или оперативном управлении которых находится государственный жилищный фонд.
2. Передача занимаемых квартир (домов) осуществляется в общую совместную или
долевую собственность с письменного согласия всех совершеннолетних членов
семьи, постоянно проживающих в данной квартире (доме) , в том числе временно
отсутствующих, за которыми сохраняется право на жилье, с обязательным
определением уполномоченного собственника квартиры (дома).
3. Передача квартир (домов) в собственность граждан осуществляется на
основании решений соответствующих органов приватизации, принимаемых не
позднее месяца со дня получения заявления гражданина.
4. Подготовка и оформление документов о передаче в собственность граждан
квартир (домов) могут быть возложены на специально создаваемые органы
приватизации (агентства, бюро, другие предприятия).
5. Передаче квартир (домов) в собственность граждан с доплатой,
безвозмездно либо с компенсацией в соответствии со статьей 5 настоящего
Закона оформляется свидетельством о праве собственности на квартиру (дом) ,
которое регистрируется в органах приватизации и не нуждается в нотариальном
удостоверении.
6. Оплата стоимости приватизированного жилья может производиться
гражданами в рассрочку на 1О лет при условии внесения первичного взноса в
размере не менее 1О процентов суммы, подлежащей выплате. При этом гражданин
дает органу приватизации письменное обязательство о погашении суммы
стоимости, которая остается неуплаченной.
7. Органы приватизации, осуществляющие приватизацию государственного
жилищного фонда, имеют право на деятельность по оформлению и регистрации
документов о праве собственности на квартиру (дом). Это право удостоверяется
лицензией, которая выдается в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров
Украины.
8. Стоимость услуг за оформление документов на право собственности на
квартиры (дома) оплачивается гражданами по расценкам, которые
устанавливаются местными органами государственной исполнительной власти.
9. Государственный жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном
ведении или оперативном управлении государственных предприятий, организаций и
учреждений, по их желанию может передаваться в коммунальную собственность по
месторасположению домов с последующим осуществлением их приватизации
органами местной государственной администрации и местного самоуправления
согласно требованиям настоящего Закона.
В случае банкротства предприятий, изменения формы собственности или
ликвидации предприятий, учреждений, организаций, в полном хозяйственном
ведении которых пребывает государственный жилищный фонд, последний (кроме
общежитий) одновременно передается в коммунальную собственность
соответствующих городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов.
Нежилые помещения жилищного фонда, которые используются предприятиями
торговли, общественного питания, жилищно-коммунального и бытового
обслуживания населения на условиях аренды, передаются в коммунальную
собственность соответствующих городских, поселковых, сельских Советов
народных депутатов.
Порядок передачи жилищного фонда, который пребывал в полном хозяйственном
ведении предприятий, учреждений или организаций, в коммунальную собственность
определяется Кабинетом Министров Украины.
10. Органы приватизации не вправе отказать жителям квартир (домов) в
приватизации занимаемого ими жилья, за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 2 статьи 2 настоящего Закона.
11. Споры, возникающие при приватизации квартир (домов) государственного
жилищного фонда, разрешаются судом или арбитражным судом в соответствии с
их компетенцией.
12. Должностные лица и граждане при нарушении требований настоящего Закона
несут дисциплинарную, гражданско-правовую либо уголовную ответственность
согласно действующему законодательству.
86. Право собственности лиц, ведущих крестьянское (фермерское)
хозяйство.
1. Законы Украины «О собственности» (ст. 38) и «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» (ст.14) устанавливают, что имущество лиц, ведущих
крестьянское (фермерское) хозяйство, принадлежит им на праве общей совместной
собственности, если иное не предусмотрено договором между ними.
Отнесение имущества крестьян ;кого (фермерского) хозяйства к общей долевой
собственности согласно договора между ними влечет за собой различный
правовой режим имущества крестьянского хозяйства. Законом «О крестьянском
(фермерском) хозяйстве» внутрихозяйственные имущественные отношения между
членами крестьянского хозяйства не урегулированы. Гражданское
законодательство не приведено в соответствие с потребностями правового
обеспечения товарно-денежных, рыночных отношений. В такой ситуации
необходимо руководствоваться общими принципами гражданского
законодательства. В соответствии с ними владение, пользование и распоряжение
имуществом при общей долевой собственности производятся по согласию всех
участников. При этом каждый участник соразмерно своей доле имеет право на
доходы от общего имущества, отвечает перед третьими лицами по обязательствам,
связанным с общим имуществом, и должен участвовать в уплате всякого рода
налогов и платежей, а также в издержках по содержанию и сохранению общего
имущества.
2. Владение, пользование и распоряжение имуществом, относящимся к общей
совместной собственности, также осуществляется с согласия всех членов
хозяйства. По сделкам, совершенным главой крестьянского двора или другого
уполномоченного лица, отвечает своим имуществом крестьянское (фермерское)
хозяйство в целом, если из обстоятельств дела не вытекает, что сделка
совершена в личных интересах самого главы хозяйства. Другие члены хозяйства
отвечают по своим обязательствам личным имуществом и своей долей в совместной
собственности, если из дела не вытекает, что сделка совершена ими в интересах
хозяйства. В общей совместной собственности доля каждого члена
крестьянского (фермерского) хозяйства в процессе хозяйственной деятельности
не определяется. Она определяется в таких случаях:
1) выход члена из состава хозяйства без образования нового хозяйства (выдел);
2) при образовании из одного хозяйства двух или более хозяйств (раздел);
3) при обращении взыскания по личным обязательствам члена хозяйства.
Размер доли в общем имуществе хозяйства устанавливается по общим правилам
исходя из равенства долей всех членов хозяйства, если иное не обусловлено
договором между ними. При разделе общей совместной собственности имущество,
которое принадлежало члену хозяйства до вступления в хозяйство или
приобретено за собственные средства, не внесенные в общую собственность, не
учитывается. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с ЗК Украины
(ст. 51) земельные участки предоставляются в собственность или пользование не
крестьянскому (фермерскому) хозяйству, а гражданину, изъявившему желание
вести крестьянское (фермерское) хозяйство, и в соответствии с частью 5 статьи
52 ЗК Украины земельные участки граждан, которые ведут крестьянское
(фермерское) хозяйство, разделу не подлежат. Имущественные отношения,
урегулированные гражданским законодательством, должны строиться на
обеспечении права каждого члена хозяйства на долю в имуществе при выходе из
хозяйства или в других перечисленных выше случаях.
3. Земельные и имущественные отношения крестьянских (фермерских) хозяйств
регулируются противоречиво, непоследовательно. С одной стороны, согласно
законодательству крестьянские (фермерские) хозяйства являются юридическими
лицами и как таковые должны быть субъектами правоотношений, обладать
соответствующими правами во внешних и внутрихозяйственных отношениях. С
другой стороны, земельное законодательство и законодательство о крестьянских
(фермерских) хозяйствах выделяет граждан, ведущих крестьянское хозяйство, и
членов их семьи. Такое положение при всем кажущемся равноправии всех членов
крестьянского (фермерского) хозяйства, включая его главу, ставит главу
хозяйства в господствующее, а членов семьи в зависимое от него положение.
Таким образом, на сегодняшний день законодатель не создал условий выполнения
юридическим лицом — крестьянским (фермерским) хозяйством — соответствующих
функций, не обеспечив защиту имущественных прав юридического лица в целом и
его членов как в отношениях с другими юридическими лицами, гражданами и
государством, так и во внутрихозяйственных отношениях между ними.
87. Право государственной собственности: содержание,
основания возникновения.
Право государственной собственности - это право государства, выступающего
как субъект частноправовых отношений, владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом через свои органы или специально уполномоченных им, как
собственником, лиц.
Субъектом права государственной собственности является государство Украина,
которое выступает представителем общих интересов народа. В отдельных случаях
субъектом права государственной собственности может быть территориальная
громада, - ассоциированная форма части украинского народа.
В статье 13 Конституции Украины закреплено, что право государственной
собственности от имени украинского народа осуществляют органы
государственной власти.
К ним в первую очередь относится глава государства - Президент Украины,
который выступает от имени государства в различных правоотношениях, в том
числе, осуществляет право государственной собственности.
Наряду с Президентом право государственной собственности осуществляет также
Верховна Рада Украины. Она утверждает государственный бюджет Украины и
осуществляет контроль за его использованием, а также осуществляет целый ряд
других полномочий. Полномочия Верховной Рады закреплены в ст. 85 Конституции
Украины.
Право государственной собственности осуществляет также Кабинет Министров
Украины, который управляет государственной собственностью (ст. 116
Конституции). Однако деятельность его в этой сфере ограничена опредленными
рамками. Так, для заключения международных экономических договоров Премьер-
министр Украины, министры Украины должны иметь доверенность, подписанную
Президентом Украины.
Право государственной собственности может также осуществлять Фонд
государственного имущества Украины, • другие уполномоченные органы, в том
числе государственные предприятия и учреждения (ст. ст. 33, 37, 39 Закона
Украины "О собственности").
Круг объектов права государственной собственности не ограничен.
Государство может быть собственником любых вещей, в том числе, изъятых из
гражданского оборота и ограниченных в обороте. Однако необходимо иметь в виду,
что веши, изъятые из оборота, не являются объектами гражданских
правоотношений. Поэтому осуществление права государства по использованию таких
вещей, распоряжению ими и т.п. не является сферой действия частного
(гражданского). Совершая такие действия, государство выступает как субъект
властеоотношений, его власть над вещами в данном случае является проявлением
свойств публичной власти. В связи с этим данные отношения являются сферой
публичного права со всеми вытекающими отсюда последствиями (метод воздействия
на участников, принципы, способ защиты и пр.).
От права государственной собственности, как отмечалось, следует отличать
право коммунальной собственности.
88. Право коммунальной собственности: содержание,
основания возникновения.
Наряду с частной, сохраняется и государственная собственность, которая, как
будто, должна подразделяться на общегосударственную (республиканскую)
собственность и собственность административно-коммунальных единиц
(коммунальную). Во всяком случае, такое подразделение следует из ст. 31
Закона Украины "О собственности".
Однако следует отметить, что в связи с принятием Конституции Украины и
вступлением в силу- 21 мая 1997 г. Закона Украины "О местном самоуправлений в
Украине" данное положение устарело. Основанием для подобного утверждения
служит закрепленное в ст. ст. 142, 143 Конституции Украины и ст. 60 Закона "О
местном самоуправлении в Украине" положение о том, что право коммунальной
собственности принадлежит самостоятельным субъектам - территориальным громадам
(а не административно-территориальным единицам, как сказано в Законе "О
собственности"). Согласно ст. 140 Конституции Украины и ст. 1 Закона "О
местном самоуправлении" территориальная громада - это жители села или
добровольное объединение жителей нескольких сел, поселка, города, являющихся
самостоятельными административно-территориальными единицами. Соответственно,
право коммунальной собственности это право территориальной громады владеть,
целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему
усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуществом как
непосредственно, так и через органы местного самоуправления (сельские,
поселковые, городские Советы).
Таким образом, в законодательство введен новый субъект права собственности, не
предусмотренный ст. 3 Закона "О собственности", но обладающий всеми
полномочиями собственника - территориальная громада, которой и принадлежит
право коммунальной собственности. Поэтому коммунальную собственность
следует рассматривать не как разновидность государственной, а как
самостоятельную форму собственности.
Право коммунальной собственности - это право территориальной громады
владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ей имуществом,
осуществляемое непосредственно или через органы местного самоуправления.
Субъектом права коммунальной собственности являются территориальные
громады сел, поселков, городов и т.д. В соответствии с Законом Украины "О
местном самоуправлении в Украине" от 21 мая 1997 г. территориальной громадой
признаются жители, объединенные постоянным проживанием в границах села,
поселка, города. В городах с районным делением громады районов также действуют
как субъекты права собственности.
Объектами права коммунальной собственности является различное движимое и
недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, землю, природные ресурсы,
предприятия, учреждения, организации и т.д.
Перечень объектов, относящихся к коммунальной собственности, содержится в ст.
35 Закона Украины "О собственности".
В ст. 41 Конституции Украины закреплено, что граждане для удовлетворения
своих потребностей могут пользоваться объектами права как государственной,
так и коммунальной собственности в соответствии с законом.
Однако следует отметить, что круг объектов права коммунальной собственности
более узок, чем круг объектов права государственной собственности. В
частности, в коммунальной собственности не может находиться имущество,
являющееся объектом исключительной собственности государства {например,
атомное оружие, единая энергосистема и др.).
Основаниями возникновения права коммунальной собственности в соотвествии
с Законом Украины от 3 марта 1998 года "О "передаче объектов права
государственной и коммунальной собственности" могут быть передача имущества
территориальным громадам безвозмездно государством, другими субъектами права
собственности и т.п.
Правомочия владения, пользования и распоряжения объектами права коммунальной
собственности от имени и в интересах громады осуществляют органы местного
самоуправления.
89. Осуществление права государственной собственности.
Понятие оперативного управления и полного хозяйственного ведения
имуществом.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Типовой форме контракта с руководителем предприятия, которое
находится в общегосударственной собственности
6. Руководитель осуществляет текущее (оперативное) руководство
предприятием, организовывает его производственно-хозяйственную,
социально-бытовую и другую деятельность, обеспечивает выполнение задач
предприятия, предусмотренных законодательством, уставом предприятия и
настоящим контрактом.
«О собственности»
Статья 37. Правовой режим имущества государственного предприятия.
1. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за
государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного
хозяйственного ведении, кроме случаев, предусмотренных законодательством
Украины.
Осуществляя право полного хозяйственного ведения, предприятие владеет,
пользуется и распоряжается указанным имуществом, совершая в отношении его
любые действия, не противоречащие закону и целям деятельности предприятия. К
праву полного хозяйственного ведения применяются правила о праве
собственности, если иное не установлено законодательными актами Украины.
2. В случае принятия государственным органом, уполномоченным управлять
государственным имуществом, решения о реорганизации или ликвидации
государственного предприятия, трудовой коллектив вправе требовать передачи
предприятия в аренду или преобразования его в иное предприятие, основанное на
коллективной собственности.
3. Если возбуждено производство по делу о банкротстве государственного
предприятия, его трудовой коллектив вправе требовать передачи предприятия
ему в аренду или преобразование его в другое предприятие, основанное на
коллективной собственности, при условии принятия на себя долгов предприятия-
должника и согласии кредиторов.
90. Понятие конфискации, реквизиции, национализации.
«О собственности» Статья 55. Случаи лишения права собственности
1. Собственник не может быть лишен права собственности на свое имущество,
кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными
актами Украины.
2. Изъятие имущества у собственника допускается при обращении взыскания на
это имущество по обязательствам собственника в случаях и порядке,
предусмотренных настоящим Законом, а также Гражданским и Гражданско-
процессуальным кодексами Украины.
З. При обстоятельствах чрезвычайного характера: в случаях стихийных
бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий имущество в интересах общества по
решению органов государственной области может быть изъято (реквизировано) у
собственника в порядке и на условиях, установленных законодательными актами
Украины, с выплатой ему стоимости имущества в объеме, предусмотренном
пунктом 4 статьи 48 настоящего Закона.
В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, допускается
возмездное изъятие имущества у собственника по решению суда или другого
компетентного органа (должностного лица). Собственнику выплачивается
стоимость этого имущества в порядке и размерах, установленных
законодательными актами Украины.
4. В случаях, предусмотренных законодательными актами Украины, имущество
может быть безвозмездно изъято (конфисковано) у собственника по решению
(приговору) суда, Арбитражного суда с либо другого компетентного органа
(должностного лица) в виде санкции за совершение правонарушения.
"Конфискация" означает наказание или меру, назначенные судом после
рассмотрения дела относительно уголовного преступления или уголовных
преступлений, результатом которого является окончательное лишение
собственности.
Конвенция об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных
преступным путем, 1990 год (ст.1) г.Страсбург, 8 ноября 1990 года ( 995_029 )
Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в
собственность государства всего или части имущества, являющегося личной
собственностью осужденного.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ (ст.35) 28.12.1960 ( 2001-05 )
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, переход частных предприятий и отраслей экономики в
собственность государства.
91. Право коллективной собственности: понятие, содержание,
основания возникновения, объекты, субъекты.
Коллективная собственность не упоминается Конституцией Украины, однако право
коллективной собственности предусмотрено в "Законе о собственности".
Чтобы устранить эту коллизию, остается предположить, что в Законе "О
собственности" речь идет всего лишь об установлении специального правого
режима использования определенных видов имущества.
Это избавляет от необходимости давать специальное определение права коллективной
собственности, ограничившися констатацией того факта, что коллектив имеет
право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, которое он
осуществляет непосредственно или через избранные (уполномоченные) им органы.
Характеризуя содержание права коллективной собственности, следует упомнить о
том, что в литературе предлагалось выделять еще одно (четвертое по
отношению к классической "триаде") правомочие коллективных образований
относительно принадлежащего им имущества. Это правомочие управления
собственностью (имуществом). Однако более правильным представляется
считать управление не четвертым элементом содержания права собственности, а
функцией органа управления коллективного юридического лица, которую тот
осуществляет, в процессе реализации права пользования или распоряжения
имуществом.
Субъектами права коллективной собственности считаются трудовые
коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные
предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные товарищества,
хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и
другие общественные объединения, религиозные и иные организации, являющиеся
юридическими лицами (ст. 20 Закона "О собственности").
Субъектам права коллективной собственности - свойственен ряд специфических
особенностей:
• они выступают в качестве собственников имущества юридического лица,
переданного ему в собственность;
• к числу актов, определяющих правовой режим имущества этих субъектов,
относятся, кроме законодательства, учредительные документы;
• учредители этих юридических лиц не имеют на имущество юридического лица
вещных прав, а реализуют свое право собственности при помощи
обязательственных, корпоративных прав и т.п.
Характеризуя субъектный состав данных отношений следует обратить внимание на
такую особенность. В качестве субъектов права коллективной собственности
названы коллективы работников государственных предприятий, а также почти все
возможные организационно-правовые формы негосударственных юридических лиц.
Не упоминаются в этом перечне лишь частные предприятия. В связи с этим
возникает вопрос: являются ли коллективы таких предприятий или сами
предприятия, созданные более чем одним лицом, субъектами права коллективной
собственности?
На первый взгляд, это вполне возможно по таким соображениям. Во-первых, в
отношении субъектов права коллективной собственности дан неисчерпывающий
список, который, следовательно, может подлежать распространительному
толкованию (ст. 20 Закона "О собственности" упоминает "...и иные организации").
Во-вторых, частные предприятия не признаны действующим законодательством
субъектами права частной собственности (и по сути своей не могут быть
субъектами права государственной собственности). Следовательно, считая их
субъектами права собственности, это можно делать только применительно к
коллективной собственности. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что
частное предприятие является субъектом права коллективной собственности.
Однако такое предположение в какой-то степени применимо только к
хозяйственным обществам, созданным частными лицами. (Впрочем, многие считают
их не частными, а коллективными предприятиями). Применительно к унитарному
частному предприятию это выглядит абсолютно нелогичным. Собственник,
создавая предприятие за счет объектов частной собственности, имеет в виду
занятие предпринимательской деятельностью, получение прибыли, но отнюдь не
преобразование своей индивидуальной собственности в коллективную. Кроме
того, субъектом права собственности остается гражданин - собственник
предприятия, а не коллектив.
С учетом сказанного, остается сделать вывод, что в соответствии с
действующем законодательством частное предприятие вообще не может быть
субъектом права собственности, являясь лишь его объектом.
Что касается объектов права коллективной собственности, то тут применимы
соответствующие положения об объектах права частной собственности в
отношении состава и количества имущества, а также положения имуществе,
ограниченном в обороте. Следует заметить, что это тем более ставит под
сомнение целесообразность обособления права коллективной собственности и
говорит в пользу признания юридических лиц субъектами права частной
собственности.
Некоторые особенности объектов права коллективной собственности Закон "О
собственности" связывает с организационными формами субъектов этого права.
Так, хозяйственные общества, которые являются организационно-правовой
формой объединения на принципах соглашения имущества и предпринимательской
деятельности субъектами гражданского (как физическими, так и юридическими
лицами) для совместной деятельности с целью получения прибыли путем образования
нового юридического яйца, могут иметь в собственности: денежные и
имущественные взносы его членов, переданные ему в собственность;
изготовленная продукция; доходы, полученные от хозяйственной деятельности;
имущество, приобретенное по основаниям не запрещенным законом.
Кооператив, как основанная на членстве граждан организация для общего
ведения хозяйственной и иной деятельности путем собственного трудового участия
и объединения имущества его членов, выступает собственником определенных
материально-финансовых ресурсов (средств производства, обмена или предметов
потребления), которые составляют экономическую основу его деятельности.
Общественные организации в соответствии с Законом Украины "Об
объединениях граждан" могут иметь в собственности средства и другое имущество,
переданные им учредителями, членами (участниками) или государством,
приобретенное от вступительных или членских взносов, пожертвованное
гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, а также имущество,
приобретенное за счет собственных средств или по иным основаниям, не
запрещенным законом. Кроме этого общественные организации вправе заниматься
предпринимательской деятельностью через учрежденные ими предприятия. Такие
предприятия также находятся в собственности учредившей их общественной
организации.
Режим имущества религиозных организаций определяется Законом Украины "О
свободе совести и религиозных организациях" от 23 апреля 1991г. В
собственности таких организаций могут быть строения, предметы культа, объекты
производственного, социального назначения, транспорт, средства и иное
имущество, необходимое для обеспечения их деятельности и приобретенное
в соответствии с требованиями закона.
92. Понятие интеллектуальной собственности.
В соответствии с Конституцией Украины каждый гражданин имеет право на
результаты своей интеллектуальной, творческой деятельности. В статье 54
Конституции говорится о том, что гражданам гарантируется свобода
литературного, художественного, научного и технического творчества.
Государство гарантирует защиту интеллектуальной собственности, авторских
прав граждан, их моральных и материальных интересов, возникающих в связи с
интеллектуальной
деятельностью.
Творчество определяется как целенаправленная интеллектуальная деятельность
человека, результатом которой являеся что-либо качественно новое,
отличающееся неповтор-ностью, оригинальностью и общественно-исторической
уникальностью.
Результаты творческой деятельности объединены понятием "интеллектуальной
собственности" (А.А. Подопригора).
Понятие "интеллектуальная собственность" страдает известной
противоречивостью. Она состоит в том, что этот вид собственности формируется
интеллектуальными усилиями автора, но оформляется юридически с помощью
документов, которые гарантируют соответствующие имущественные права,
становящиеся реальностью лишь благодаря введению последних в хозяйственный
оборот с помощью системы наблюдения, измерения и регистрации хозяйственных
операций и процессов материального производства. Только в результате
названной совокупности действий объект творчества превращается в особый вид
собственности.
Страны с рыночной экономикой давно осознали значение интеллектуальной
собственности для темпов промышленного развития. В Украине интеллектуальная
собственность впервые была предусмотрена лишь Законом "О собственности". Им
же были определены субъекты и объекты права интеллектуальной собственности.
Считается, что интеллектуальная собственность охватывает только
имущественные права: право использовать самому идею в своей
предпринимательской деятельности;
право запрещать это делать другим лицам, за исключением тех случаев, когда
законодательством установлены ограничения; право разрешать на основании
соглашений использовать высказанные другими лицами идеи, как правило, на
платной основе в предпринимательстве.
Объект права интеллектуальной собственности - результаты творческой
деятельности как целеустремленной интеллектуальной деятельности человека,
результатом которой является что-то качественно новое, отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.
К объектам права интеллектуальной собственности относят
1. Результаты интеллектуальной деятельности:
* произведения науки, литературы и искусства,
* исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания,
* открытия, полезные модели, промышленные образцы,
* селекционные достижения,
* топологии интегральных схем,
* нераскрытая информация, в том числе секреты производства (ноу-хау);
2. Способы индивидуализации участников гражданского оборота, товаров или услуг:
* фирменные наименования,
* знаки для товаров и услуг,
* наименования мест происхождения товаров (указание происхождения) товаров;
3. Иные результаты интеллектуальной деятельности • средств индивидуализации
участников гражданского оборота, товаров и услуг.
Права на объекты интеллектуальной собственности возникают по факту их
создания или же вследствие предоставления правовой охраны уполномоченным
государственным органом.
Авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат в отношении
этих результатов личные неимущественные и имущественные права.
Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его
имущественных прав и сохраняются за ним в случаях перехода его имущественных
прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|