Рефераты

Римское право

Римское право

352

Оглавление

  • Предисловие
    • Введение
    • Раздел I. История Рима и римского права
    • Глава I. Царский период
    • Глава II. Период республики
    • Глава III. Период Принципата
    • Глава IV. Поздняя римская Империя. Период Домината
    • Раздел II. Структура и содержание римского гражданского частного права
    • Глава I. Гражданское общество и гражданское право
    • Глава II. Вещное право
    • Глава III. Право владения и права на чужие вещи
    • Глава IV. Обязательственное право
    • Глава V. Реальные, вербальные, литеральные и консенсуальные контракты
    • Глава VI. Обязательства, вытекающие из квазиконтрактов, деликтов и квазиделиктов
    • Глава VII. Семейное право
    • Глава VIII. Наследственное право
    • Список литературы
Предисловие

Многие юристы подчеркивают, что становление Содружества Независимых Государств, развитие демократизации общества и возникновение подлинных рыночных отношений станут возможными на территории бывшего СССР только тогда, когда появится единая правовая база, основанная на приоритете частного права и полностью соответствующая современным требованиям международного права, без чего нельзя построить нормальные межгосударственные отношения, наладить настоящую рыночную торговлю. Таким образом, право - это фундамент цивилизованного общества.

В начале XIX в. таким фундаментом стал Кодекс Наполеона, который затем был воспринят десятками государств. В основу этого кодекса были положены важнейшие принципы Римского права. Римское частное право-мировой правовой шедевр, совершенный и изящный, где детально прописаны отношения собственности, договорных отношений, возмещение вреда и т.д. Можно сказать, Рим трижды завоевал Европу: первый раз силой оружия, второй - религией и третий - силой частного права.

Россия, в том, что касается изучения Римского права, всегда отставала от Европы. Однако к началу ХХ в. во всех крупных российских университетах курс теории Римского права преподавали выдающиеся ученые юристы: Р. Зом, И.А. Покровский, В.М. Хвостов, Д.Д. Гримм и др. Поэтому российское частное право вышло на цивилизованный мировой уровень. Благодаря этому и купечество, и предпринимательство развернулось в полную силу, экономика была на подъеме. Большевистский переворот в октябре 1917г. в одночасье разрушил основы российского частного права. В 1921г., когда вводилась новая экономическая политика, по инициативе Ленина был разработан гражданский кодекс. Кодекс был составлен в соответствии с нормами Римского права на основе приоритета частных правовых отношений. Прочитав проект, подготовленный тогдашними видными юристами, еще остававшимися в советской России, Ленин заявил, что "господа буржуазные юристы изгадили нам гражданский кодекс, следует усилить вмешательство государства в частноправовые отношения". Он произнес свою знаменитую фразу "Мы ничего частного в области хозяйства не признаем и не допустим, для нас все только публично-правовое, а не частное". Вот этот-то публично-правовой принцип и стал идеологией советского тоталитарного режима. Господствуя в нашей стране многие десятилетия, он уничтожил собственность, ликвидировал свободу личности, извел свободных предпринимателей и вырвал питательные корни экономики.

Общедемократические преобразования нужно начинать с частного права, ибо оно является прирожденным правом каждого человека, оно как бы продолжение его самого. Он не должен получать на собственность, свободное предпринимательство ни от кого никаких разрешений. Государство лишь должно помогать ему в реализации этого главного права, причем государство, основывающееся на приоритете частного права, заинтересовано как раз в том, чтобы как можно большее число людей обратилось к свободному предпринимательству. Поэтому необходимо изменить всю правовую идеологию и утвердить абсолютный авторитет частного права. Этого можно достигнуть не только законодательными путями, но и с помощью правового воспитания и обучения. Поэтому обращение к Римскому частному праву, возникшему два с половиной тысячелетия назад, продиктовано не только историческим интересом, но и необходимостью самопознания и потребностями сегодняшней радикально меняющейся жизни. Как предварительное условие изучения содержания Римского права и его институтов, требуются знания главных этапов истории римского государства и права, латинского языка и истории античной культуры. Римское право является важнейшей частью и интеллектуальной основой многих современных правовых систем и служит общей платформой для изучения и обсуждения важнейших правовых вопросов в области международных экономических и политических отношений. При этом наибольшее значение представляет Римское частное право - область, в которой юридическое искусство римлян достигло выдающихся успехов и по этой причине влияние этих достижений оказалось наиболее непосредственным. Общая юриспруденция, произраставшая из источников Римского права, сыграла свою роль в становлении естественного права XVII-XVIII вв. и поэтому Римское право существенным образом повлияло на развитие Международного права.

В данном пособии рассматриваются источники и содержание Римского права; основные этапы римского государства и права; гражданский, уголовный процесс и судопроизводство в царский, республиканский и императорский периоды; общая часть Римского права, включающая следующие вопросы: о субъекте прав и правоспособности, о предмете или объекте прав, о приобретении или потере прав, об осуществлении, нарушении и защите прав; особенная часть, включающая следующие разделы: вещное право, обязательственное право, семейное и наследственное право. Пособие предназначено не только для подготовки юристов к их профессиональной деятельности, но и для развития их общей культуры и более широкого кругозора.

Введение

Римское право возникло в глубине веков - тогда, когда Рим был еще маленькой общиной среди многих других подобных же общин Средней Италии. В это время Римское право представляло собой архаичную систему, проникнутую патриархальным и узколокальным характером. И если бы оно осталось на этой стадии, конечно, было бы давно забыто. Но судьба уготовила Риму великое будущее. Из маленькой гражданской общины (civitas), каких было много в Италии, Рим стал сначала центром средиземноморской, а затем мировой державы. По мере этого в Риме происходили глубокие внутренние преобразования. На смену патриархальному строю с присущим ему натуральным ведением хозяйства приходит новая более сложная социально-политическая система, основанная на принципах индивидуализма, частной собственности, относительно развитых товарно-денежных отношений и сравнительно менее жестких социальных перегородках.

В соответствии с этим меняло свой характер и Римское право. По мере эволюции в нем выкристаллизовались важнейшие принципы: неприкосновенность частной собственности, свобода личности, свобода договора и завещаний, презумпция невиновности, универсальность Римского права, сделавшегося в первые века от Р.Х. общим правом всего античного мира, в нем было успешное соединение идеи универсализма и индивидуализма. Римское право окончательно завершилось созданием свода (Corpus iuris civilis - гражданского права под руководством императора Юстиниана) VI в. от Р.Х.

Но в тоже время происходила гибель античной цивилизации. Варварские народы, уже давно скопившись на границе Римской империи, беспокоили римские власти. Наконец, они мощной волной хлынули, прежде всего, в пределы Западной Римской империи, в 476 г. от Р.Х., сокрушили ее твердыню Рим и на развалинах римской державы стали создавать новые, получившие впоследствии название европейские, государства. Процесс этот был длительным и мучительным. Многие страницы прошлого, в том числе традиции античной культуры, составной частью которой было Римское право, перечеркивались и забывались. Господствующей идеологией стало христианство. Христиане, помня о страшных страданиях, которые им пришлось испытать от римских властей, не преминули воспользоваться плодами своей победы. Охваченные чувством ярости, мести и вдохновленные идеями все сокрушающего апокалипсиса, они разрушили останки античной культуры, уничтожали храмы и статуи, сжигали античные книги, жестоким образом расправлялись с выдающимися античными учеными и философами, видя в них только злых язычников, не желавших признавать христианского Бога. Так погибли многие литературные памятники, в том числе и по Римскому праву, и их великие создатели. Однако постепенно беспокойный и жестокий период уходил в прошлое. Европейские народы переходили к более или менее спокойной жизни. Мыслящие и образованные люди стали осознавать величие и ценность античного наследия.

Вторичное открытие Римского права в Европе связано с возрождением интереса к античной культуре, прежде всего в Италии, а затем в остальной Европе. Потребность в Римском праве в XI-XII вв. особенно стала ощущаться в Южной Франции и Северной Италии, как наиболее развитых в экономическом, торговом и культурном отношении районах Западной Европы. Италия была единственной Западной страной, испытывающей прямое влияние византийского императорского законодательства, которое формально было введено здесь в 554 г. Практическое значение получили лишь Институции, Кодекс Юстиниана и Новеллы, поскольку Дигесты оставались неизвестны до конца XI в. В северной Италии эти достижения потеряли свое влияние вскоре после того, как она отошла под управление Лангобардов. Вместе с тем Римское право приобрело значение важной интеллектуальной силы.

Хотя в эпоху Раннего Средневековья обучение Римскому праву и его практическое применение в странах западной Европы резко сократилось, тем не менее, прежде всего церковь оживила Римское право. Светское право также сохранило некоторое количество римских институтов и концепций. Различные юридические документы, составленные нотариусами, свидетельствовали о сохранности во многих случаях римской правовой терминологии и формальностей. Авторитет Римского права особенно в его Юстиниановой кодификации укрепился в Западной Европе благодаря церкви. К XI в. Христианская церковь разделилась, и возникли западное или римско-католическое вероисповедание (католицизм), оформившееся как вероучение и церковная организация, и восточное византийское православие. Стремясь укрепить католическую церковь и ее организацию и расширить ее влияние, Западное духовенство вполне осознано использовало Римское императорское право, считая, что оно так же как в свое время успешно защищало императорскую политику Рима, так и теперь может послужить для обоснования политических устремлений римской католической церкви. Использование Римского права католической церковью особенно приходится на время правления римского папы Григория VII (1015- 1085 гг.), одного из активных сторонников проведения Клюнийской реформы, идея которой разрабатывалась в бенедиктинском аббатстве Клюни (Франция) и привела к усилению политического господства католической церкви и власти Пап.

В это же время в Западной Европе начался поворот к возрождению городской жизни и интенсивной международной торговли. Особенно на Севере Италии возникли влиятельные и процветающие города. Их рост сопровождался подъемом культуры, характеризовавшейся достижениями в области романской архитектуры, формированием схоластической философии в лице Ансельма Кентерберийского и П. Абеляра и открытием во второй половине XI в. правовых школ в Провансе и в североитальянских городах Павии и Равенне. В этих трех центрах основные принципы и положения, почерпнутые из римских источников, послужили основой для развернувшихся дискуссий. В Павии Римское право изучалось в комбинации с ломбардским /Германским/ правом. Равенна, которая оставалась под управлением Византии, сохранила традиции Юстинианова права. Однако эти школы еще не имели представления о Римской правовой системе. Одна из главных причин заключалась в том, что тогда еще не был известен текст Дигест, хотя отдельные пассажи их цитировались. Эпохальное событие пришло в конце ХШ в., когда полная рукопись Дигест была найдена в Пизе. Рукопись была доставлена во Флоренцию, где и хранится в библиотеке Св. Лаврентия и известна под именем «Флорентина». Появление этой рукописи датируется 600 г. от Р. Х. Это единственная рукопись Дигест, сохранившаяся с ранних времен. Современные издания Дигест основываются на этой рукописи.

Скрупулезное изучение текста было предпринято Ирнерием, профессором грамматики в Болонье, который умер около или вскоре после 1125 г. Он и его школа создали науку о Римском праве, которая функционирует до настоящего времени.

Школа в Болонье известна под именем "Глоссаторов". Это имя происходит от названия метода, которым пользовались ученые этой школы. Этот метод состоял в написании коротких комментариев к текстам. Глоссаторы оказали значительное влияние на правовую мысль. Их деятельность способствовала теоретическому пониманию Юстинианова корпуса гражданского права и его практическому использованию. Итогом ее послужило создание так называемой Болонской глоссы (glossa magna). Около середины XIII в. Болонская школа лишилась своего преобладающего положения. Новым центром изучения Римского права стала школа в Перуджи. Эта школа известна как школа "Комментаторов". Они писали комментарии на специфические темы и сделали важный шаг в комбинировании Римского права с установленным правом Итальянских городов и каноническим правом, которое, как уже отмечалось, по существу было Римским правом. Комментаторы внесли свой вклад в разработку коммерческого и уголовного права и создали основу для развития европейского частного международного права.

В XII в. кафедры Римского права были открыты в университетах Франции, Англии и Испании, в XIV в. Нидерландах, Богемии (Чехии), Германии и Польше. Было несколько причин такого быстрого распространения Римского права в Европейских университетах. В землях, так называемого "писаного права", например Южной Франции Юстинианов корпус гражданского права помогал объяснить действующие правовые институты. Юстинианов корпус был в высшей степени развитой системой, обеспечивающей решение многих трудных правовых вопросов, и способствовал кодификации различных правовых норм. В контрасте с этим правом местные правовые нормы были неразвиты и различались по регионам и даже отдельным общинам. Кроме того, в XII-XIII вв. в Испании, Франции, Германии и Англии возникли попытки принятия исчерпывающих законодательных норм и приведения их в согласие с Юстиниановым Корпусом и его интерпретацией "глоссаторами".

Авторитет Римского права объяснялся еще и политическими и психологическими условиями. Средневековый человек верил в единственную универсальную империю всех христиан, и Римское право рассматривал как ее законодательную основу. Так как считалось, что Христианская империя возникла при Константине и Юстиниане и возобновилась при Карле Великом, эту теорию оправдали и поддержали "глоссаторы", поддержавшие Фридриха Барбароссу в его борьбе с североитальянскими городами. После падения Каролингской империи в Х в. возникла новая под руководством Оттона Великого. Но уже с этого времени идея универсальной Христианской империи как политического объединения Европы теряла свое значение, поскольку короли Иберийского полуострова, Франции, Англии, Шотландии, Скандинавских стран и Польши не желали признавать превосходство германского римского императора.

В период правления Ф. Барбароссы (1152-1190 гг.) и его сына Генриха IV (1190-1197 гг.) достигла пика свой известности правовая школа в Болонье. Именно в это время концепция универсальной правовой Христианской империи как политического единства Европы, более не отвечающая интересам отдельных самостоятельных европейских государств, уступила свое место идее культурного единства христианского мира во главе с Римом. Эта "культурная" идея Рима (Kulturelle Romidee), более чем идея политического объединения Европы, укрепила авторитет Римского права.

Возрождение изучения Римского права послужило основанием для возникновения одного из замечательных феноменов европейской истории, получившего название "рецепции" Римского права, то есть проникновения римских правовых принципов и институтов в современную правовую жизнь Европы. Рецепция представляла собой сложный процесс этого проникновения благодаря деятельности получивших юридическое образование в университетах судей, законодателей и составителей правовых документов, благодаря взглядам и мнениям, основанным на Римском праве, которые воспроизводили и разъясняли профессора Римского права в университетах. Рецепция Римского права затронула большинство стран Западной и Центральной Европы. Трудности имели место лишь там, где были сильные традиции местного права (Англия, северная Италия, северная Франция и Германия), следует также отметить, что в первое время получили практическое применение те концепции и положения Римского права, которые происходили не из Юстинианова Корпуса, а из работ "глоссаторов" и "комментаторов". Это подтверждает поговорка, распространенная в XVII в. В Германии: (Quidquid non adgnoscit glossa, non adgnoscit curi, что Глосса не признает, суд не признает).

Начиная с XIII в., рецепция Римского права была поддержана в королевствах Западной и Центральной Европы, правители которых вели борьбу за укрепление централизованной власти против центробежных устремлений феодальной знати. Таким образом, развитие абсолютизма в Европе благоприятно сказалось на рецепции Римского права. Если с политической точки зрения рецепция и встречала сопротивление в тех землях, где сильны были традиции местного права и были попытки его кодификации (в Северной Германии это было так называемое "Саксонское зеркало - Sachsen spiegel; в Северной Франции - "Обычаи Бовизи" de Beauviaisi Coutumes; в Испании (Кастилия) Альфонс Х Мудрый в 1255г. издал свод законов под названием "Семь частей - Siete Partidas; в Англии в период правления Генриха II (1154 - 1189) Гленвил впервые провел унификацию английского национального права, а в XIII в. Брактон составил свод общего права (Commons Law), то интеллектуальный аспект был наиболее мощным фактором, способствовавшим укреплению и распространению рецепции, ибо римские юристы создали более совершенную систему правого образования, чего явно не доставало тем странам, где осуществлялся процесс формирования национального права.

Еще одним важным фактором, в не меньшей степени способствовавшим углублению рецепции Римского права, была эпоха Ренессанса, вызвавшая широкий интерес к античной цивилизации, восхищение ее великолепными достижениями, среди которых немаловажное место занимало и Римское право. Рецепция Римского права характеризовалась тем, что нигде она не разрушала местную судебно - правовую практику. Римские правовые институты и доктрины помогали в разной степени развивать и интерпретировать местные законы. Даже в том случае, когда Римское право стало реально действующим правом в обширных районах Священной Римской империи после 1500 г., Римское право было смешано с местными правовыми нормами и обычаями. Наибольшему влиянию романизации подверглись судебная процедура, частное и международное право.

Процесс рецепции Римского права завершился около 1500 г. Идея универсальной христианской Римской империи умерла, но ее место заняла идея гуманистических ценностей классической античности. Эта идея была чисто интеллектуальной и создавала менее прочную идеологическую основу для продолжающегося преобразования Римского права. Тем не менее, оно не потеряло своего влияния в Европе. Интерес к нему особенно повысился после начала издания Юстинианова корпуса. 2 Издание отдельных частей корпуса Юстиниана началось с 1529 г. Полное издание свода Юстиниана, выполненное Дионисием Готофредом, появилось в 1583 г. В этом издании впервые встречается общее название «corpus iuris civilis».

Даже в Англии традиции романистики не только сохранились, но и получили новый импульс для своего развития в Оксфорде и Кембридже, где преподавание гражданского Римского права никогда не прерывалось. Степень романизации определялась тем, насколько велико было влияние местных законов. В Англии и Франции, где система национального общего права окрепла, внедрение Римского гражданского права касалось только части судопроизводства, которое не было связано с общим правом. Вместе с тем, если Италия была страной, в которой Римское право получило новое рождение, то Франция открыла новую страницу в юриспруденции. Ее юристы, используя римское правовое наследие, создали в 1804г. гражданский кодекс (code civil), в котором римские правовые доктрины наполнились новым содержанием. Кроме Французского кодекса, римские правовые доктрины оказали влияние на Австрийский кодекс с 1811 г., Германский кодекс 1846 г. и Швейцарские кодексы 1898 -1907 гг. Утверждение кодекса Наполеона во многих европейских странах означало создание в условиях Нового времени международного права, основанного на важнейших принципах Римского частного права. Под влиянием Французского кодекса возникли Итальянский, Датский, Бельгийский, Румынский, Египетский кодексы, а также кодексы Луизианы и Квебека и большинство латиноамериканских кодексов.

В Германии, несмотря на то, что общее право (gemeines Recht) основывалось непосредственно на Юстиниановом корпусе, во многих областях XVII-XIX вв. сохранялся прежний закон земли.

В XIX в. интерес к Римскому праву в Германии активизировался, особенно в связи с возрождением национального самосознания. Выдающийся историк древнего Рима Б.Г. Нибур в 1811 г. в Вероне обнаружил рукопись "Институций" Гая популярнейшего в античности учебника Римского права и единственного классического сочинения, дошедшего до нашего времени целиком. Благодаря скрупулезному изучению римских юридических институтов германские юристы разработали современную теорию частного права. Вследствие этих усилий ими был создан один из самых совершенных гражданских кодексов - Германское Гражданское Уложение (Burgerlihes Gesetzbuch), вошедшее в силу в Германской империи 1 января 1900 г. Германское Гражданское Уложение оказало влияние на Венгерское, Бразильское, Японское и Греческое право.

Россия в том, что касается восприятия античной культуры и в частности рецепций Римского права, всегда отставала от западной Европы. Лишь во второй половине XIX в. благодаря Великим реформам Александра II, которые впоследствии были продолжены Ю. Витте и П.А. Столыпиным, в России сложились благоприятные предпосылки для активного внедрения в российское право норм и принципов Римского частного права. В России началось серьезное изучение Римского правового наследия. В университетских центрах появились выдающиеся юристы-знатоки Римского права. Но после октябрьского переворота 1917 г. и установления диктатуры большевиков, когда возникло так называемое советское право, то это было прямым отказом от международных правовых и эстетических норм, основывающихся на признании важнейших ценностей Римского права. Поэтому, для того чтобы российское общество вернулось на истинный цивилизованный путь развития и не было чуждо выдающимся достижениям мировой культуры, составной частью которой является римская правовая культура, необходимо овладеть важнейшими принципами Римского гражданского частного права и сделать частноправовые отношения в обществе приоритетными.

Итак, конечно лозунгом сегодняшнего дня в области правовых отношений должно быть не простое копирование Римского права. Следует руководствоваться изречениями немецких юристов: "Через Римское право вперед и дальше его".

Поэтому задачи изучения курса Римского права сегодня можно сформулировать следующим образом.

Во-первых, проследить процесс превращения Римского права в универсальное право всего античного мира.

Во-вторых, проследить эволюцию содержания Римского гражданского и частного права, разработку его основных принципов и норм.

В-третьих, показать и объяснить непосредственную связь современного состояния правовых отношений с Римским правом, являющимся фундаментальной основой международного права.

В-четвертых, подчеркнуть, что важнейшие фундаментальные принципы Римского права, необходимы для развития правовой культуры и уважения к законам в Российском обществе.

Общая характеристика источников истории и содержания Римского права. К сожалению, римские юристы не оставили истории своего права.

Среди огромной юридической литературы древности сочинения юридического характера почти не встречаются. Отдельные исторические сообщения делались иногда римскими юристами по тому или иному поводу. Наибольшее значение из этих сообщений имеют те, которые находятся в дошедшем до нашего времени полностью сохранившемся состоянии - это произведение Гая юриста II в. от Р.Х. под названием "Институции". Поэтому история Римского права восстанавливается на основе различных источников, в том числе исторических, литературных, эпиграфических и юридических.

Первую группу источников составляют произведения римских историков. Это сочинение Тита Ливия ("История Рима от основания города"), Дионисия Галикарнасского ("Римские древности"), Тацита ("Анналы" и "История"). Из литературных произведений исторического характера необходимо, прежде всего, назвать "Биографии" Плутарха, а так же сочинения Цицерона, Плиния, трактаты грамматиков - античных филологов и литераторов Варрона, Феста, Валерия Проба и др.), землемеров-авторов по технологии аграрного производства, призванных служить образцом для правильного и прибыльного ведения сельского хозяйства (Фронтин, Гигин и др.). Эти трактаты содержат среди прочего и ценные замечания в связи с юридическими реалиями того времени. Сюда же можно отнести сочинения по сельскому хозяйству (Катон "De agricultura", Варрон "Rerum rusticarum Libri tres"). Известный политический деятель римской Республики Марк Порций Катон Старший, написал для своего сына наставления по праву, риторике, военному делу и др. предметам. До наших дней сохранилось только несколько наставлений по ведению сельского хозяйства - De agricultura («о сельском хозяйстве»). Марк Теренций Варрон (116-27 до Р.Х.), известный политик, после победы Цезаря в гражданской войне целиком посвятил себя занятию историей и филологией. Написал более 600 книг, из которых до наших дней дошли единицы и в их числе трактат по ведению сельского хозяйства Libri tres Rerum rusticarum (три книги по сельскому хозяйству). Не безразличны для истории права так же произведения поэтов (Плавта, Горация и др.).

Другую группу составляют источники эпиграфические. Имеются в виду надписи, содержащие документы правового, экономического и политического характера, представляющие немаловажный интерес для истории Римского права.

Материал же для выяснения содержания Римского права проистекает из следующих источников:

1) обычай;

2) закон;

3) договор;

4) автономия.

Обычай (mos или consuetudo). Под именем обычай разумеется юридическая норма, получившая обязательную силу вследствие привычки к ней народа и долгого применения ее теми органами, на которых лежит обязанность блюсти на практике нормы и права. Убеждение народа в справедливости обычая и применения его на практике соответствующими органами - процесс параллельный. Чем чаще применяется обычай, тем более крепнет убеждение народа в пригодности и обязательности обычной нормы и наоборот. Для судьи решающим обстоятельством является постоянное применение этой нормы в судах.

Обычай может формироваться во всем народе и во всех его слоях. Но такой общенародный обычай встречается сравнительно редко. В большинстве случаев обычай возникает и вырабатывается в отдельных слоях общества, среди лиц, занимающихся тем кругом дел, которого касается каждый данный обычай. Юристы, сталкиваясь в своей деятельности с различными сторонами народной жизни, вырабатывают собственные убеждения, и воззрения на то какая юридическая норма соответствует разнообразным жизненным отношениям. Если среди юристов складывается общее мнение на то, как надо поступать в каком-либо отношении, то это общее мнение специалистов часто приводит к созданию юридического обычая и становится фактически всенародным обычаем. Это обусловлено тем, что между взглядами юристов и всего народа не существует различия, т.к юристы люди своего века и своего народа. Кроме того, если народ согласился с этим общим мнением юристов, значит, он убедился в целесообразности выработанного юристами правила.

Однако для того, чтобы обычай возник как обязательная юридическая норма, требуется наличие следующих условий:

необходимо долговременное применение обычая для того, чтобы он глубоко укоренился на практике;

необходимо, чтобы применение обычая на практике было однородно, т.е. чтобы практика в одном направлении не парализовалась и не уравновешивалась практикой в другом направлении;

применение обычая должно вызываться разумной потребностью, существующей в данной местности или в данной общественной группе;

применение обычая должно сопровождаться убеждением в необходимости применяемой нормы и в ее обязательности;

Судья, рассматривающий конкретное дело, обязан ex oficio исследовать, какие в данной местности для данного случая существуют обычаи.

Близко к обычаю стоит так называемое деловое обыкновение (consuetudo). Оно состоит в том, что под влиянием практики и постоянного ответа в каком-либо классе лиц в известной местности может сложиться воззрение, как лучше и удобнее поступать при известных обстоятельствах. Так, например, купцы могут договориться, как пересылать товары, как вести торговую документацию.

Закон (lex). Вторым источником права является закон, т.е. такая норма, которая формулируется компетентным органом государственной власти и получает обязательный характер в силу обнародования ее этой властью. По сравнению с обычаем закон - более поздний источник права, поскольку для его создания требуется более высокий интеллектуальный уровень развития общества.

Закон в отличие от обычая дает более твердую почву для судопроизводства. Все судьи независимо от субъективного мировоззрения, которое имеет большое значение в случае применения, связаны текстом норм, установленных законодателем. Поэтому закону отводиться главное место, как источнику права, и он более или менее вытесняет обычай.

Однако совершенно закон вытеснить обычай не может. Это обусловлено тем, что закон более или менее всегда отстает от жизни, ибо он фиксирует только те явления, которые укореняются посредствам постоянного их функционирования. Так, например, частная собственность возникает как естественное социальное явление и лишь, затем закон его легализует. Поэтому, закон не может немедленно предусмотреть все новые отношения, появляющиеся в жизни и вносить в нормы права все необходимые изменения. Таким образом, обычай дополняет нормы закона.

В большинстве случаев закон имеет общее абстрактное содержание. Законодатель, создавая нормы права, не может предусмотреть всех индивидуальных оттенков в юридических отношениях, которые встречаются в жизни. На помощь закону в этом случае приходит судебная практика и обычай. Поэтому, обычай, вырабатываемый народной жизнью, более подвижен и эластичен.

Поэтому как закон может отменить существующий в стране обычай, так и обычай может отменить закон; в последнем случае говорят, что закон вышел из употребления. Обычай может отменить даже закон, воспрещающий возникновение новых обычаев, содержание которого противно известным нормам закона. Это находит подтверждение в Римском праве. Известный римский юрист Юлиан (II в. от Р.Х.) писал: "Старое обыкновение (или обычай - В. С) с полным основанием соблюдается как закон и в этом смысле говорят о праве, которое создается путем обычая. Ведь сами законы обязательны для нас лишь потому, что приняты по решению народа; ввиду этого вполне основательно считать общеобязательными и те нормы, которые помимо всякой записи одобрены народом; какая разница в том, выразит ли народ свою волю подачей голосов или же своими поступками. Поэтому-то вполне основательно принято правило, согласно которому законы могут быть отменены не только вследствие выражения воли законодателя, но и по молчаливому соглашению, путем обычая" (Дигесты. Кн.I. Тит. III, 32 § 1. Юлиан).

Вместе с тем в конституции, принадлежащей императору Константину, утверждается, что Римское право запрещало возникновение таких обычаев, которые отменяли бы законы. Эта конституция, изданная в 319г., говорит следующее: "Обычай и долговременная практика имеют немалое значение, но оно все же не так велико, чтобы обычай и практика могли победить или общие принципы права или предписания закона" (Кодекс.8,52,2). Наиболее правильное толкование этого документа, по - видимому, заключается в том, что Константин, издавая приведенную конституцию, имел в виду обычай не общегосударственный, а только местный, и смысл конституции состоит в том, что только те из местных обычаев, которые противоречат содержанию законов общих для всей Римской империи, не могут отменять и этих общеимперских законов; точно так же местные обычаи не могут нарушать принцип ratio iuris, который является общим для всего римского государства.

Автономия. Под именем автономии понимается право регулировать свои внутренние отношения, предоставленное государственной властью отдельным общинам, корпорациям или другим группам лиц в государстве. Автономные постановления издаются различными общественными союзами внутри государства, городами, сельскими обществами и т.д. и, несомненно, являются нормами права. Но нормы автономного права суть нормы низшего порядка в сравнении с нормами, исходящими от органов законодательной власти.

Договор как важный источник будет предметом рассмотрения в разделе "Обязательственное право". Конкретные источники содержания Римского права будут детально рассмотрены в соответствующих разделах, посвященных отдельным периодам римского государства и периодам правовых отношений.

Раздел I. История Рима и римского права

Глава I. Царский период

В общей массе индоевропейцев, населявших Европу, выделяют греков, латинян, кельтов, германцев, славян. Наиболее древними пришельцами (III-II т.д. о Р.Х.) были греки (ахейцы), появившиеся как на Балканском, так и на Апеннинском полуостровах. В конце II т.д. о Р.Х. на Апеннинском полуострове появились латинские и умбро-сабельские (италики) племена, а на Балканский полуостров проникла в это время вторая волна грекоязычных племен (дорийцев).

К моменту прибытия латинских и умбро-сабельских племен, Италию уже населяли народы, о которых и сегодня известно очень мало. Главнейшими из них были лигуры на северо-востоке, япиги на юге и этруски на северо-западе. Из указанных народов наибольшее значение имели этруски. Возможно, они были каким-то образом связаны с первой волной грекоязычного населения (ахейцами). К сожалению, язык этрусков до сих пор не расшифрован, хотя к настоящему времени известно немало надписей и остатков их материальной культуры. Уже в очень древний период этруски отличались своей высокой культурой и развитым гражданским укладом жизни. Они были организованы в крепко сплоченный союз 12 городов под властью одного общего царя. Этруски сыграли немаловажную роль в становлении римской гражданской общины. Латины, населявшие удобную часть Средней Италии - равнину Лациума - развивались гораздо быстрее, чем остальные италийские общины, находясь под сильным влиянием этрусков и греков, колонии которых появились в Италии и Сицилии, начиная с VIII в. до Р.Х. латины жили небольшими общинами, которых насчитывалось около 30. Каждая община имела крепость (arx), куда население пряталось в случае вражеского набега, и где находились общинные святыни. Вокруг крепости на склонах холма и у подножия, были жилища членов общины: крестьян и ремесленников. Поскольку жителей становилось много и крепость не могла всех вместить, стали укреплять по периметру всю территорию общины, сначала вырывая ров и насыпая вал, а затем стали строить оборонительные стены. Так возникал (urbs) город-государство, или гражданская община (civitas). Каждая из латинских общин была совершенно автономна, однако общность этнического происхождения, языка, религиозных верований связывала все латинские общины под общим именем "латинов".

Одной из таких латинских общин был Рим. Он возник в середине VIII в. до Р.Х. (общепринятая дата 754 - 753 г. до Р. Х) в результате нескольких синойкизмов, т.е. объединений общин, расположенных на соседских семи холмах. На холме Капитолий была построена общая для всех крепость, а вся территория объединившихся общин и составивших город Рим, была обнесена стеной. Этот последний синойкизм и строительство оборонительной стены и связывается с именем Ромула. Таким образом, начало царской эпохи знаменовало собой начало объединенной римской общины в 754 - 753 до Р.Х. В начале царской эпохи народ Рима состоял из трех триб (племен), которые назывались: Рамны, Тиции и Луцеры. Принято было считать, что Рамны - это латины, Тиции - сабиняне, Луцеры - этруски. Современные исследователи склонны думать, что три римские трибы являлись первичным делением самих латинов, как например, в Греции три филы у дорийцев и четыре у ионийцев. В это время Рим не представлял собой значительного образования, хотя и выделялся среди других общин. Площадь его превышала 7,5 км2 с населением не более 10 тысяч. В составе латинского союза Рим занимал положение одного из рядовых городов. Центром союза был древний город Альба Лонга. Однако постепенно значение Рима стало вырастать. Между Римом и Альба Лонгой возникло соперничество из-за господства в союзе, завершившееся завоеванием, разрушением города Альба Лонга и переселением его жителей в Рим.

1. Общественный строй Рима

Еще в древнейшую эпоху в Риме отсутствовал родовой строй в чистом виде. Это подтверждается тем, что римский народ делился не на естественным образом сложившееся племенное деление, а на искусственные политические образования, представлявшие собой математически правильное деление всего римского общества на 3 трибы, 30 курий (объединенных родов, в основе которых была familia), 300 родов и соответственно 300 сенаторов. К моменту образования Рима в нем уже не обнаруживалось общности имущества, напротив уже существовала семейная собственность. Главной социальной ячейкой римского общества была семья (familia). Отец семейства (paterfamilias) имел право жизни и смерти по отношению к домочадцам. Подобно домочадцам, под властью отца находилось все движимое и недвижимое имущество семьи. Важнейшую роль в древнейшей организации римского общества играли курии. Они имели политическое значение, так как древнейшие народные собрания были организованы по куриям. Поэтому курии были объединениями искусственными и созданными для политических целей. Таким образом, семьи (familiae), роды (gentes) и курии (curiae) были важнейшими элементами римского общественного строя в царский период. Вне принадлежности к этим объединениям нельзя было считаться полноправным гражданином в Риме. Такие полноправные граждане назывались патрициями, т.е. теми, которые могли указать своего отца, род и курию. Понятие "патриции" первоначально означало не класс богатых или аристократов, а лишь коренных и поэтому полноправных жителей города Рима. Кроме патрициев в Риме были также клиенты и плебеи. Клиенты находились в личной зависимости от какого-нибудь потрона из числа патрициев. Клиенты входили в состав патрицианской семьи и обязаны были во всем поддерживать потрона. В свою очередь патрон обязан защищать клиента, так как он не имел гражданской правоспособности. Юридическую защиту он получал только через посредство патрона. Плебеи представляли собой либо местное население, не принадлежавшее ни к одному из патрицианских семейств, тем не менее, юридически самостоятельное, но не полноправное, либо переселившихся в Рим чужеземцев. С расширением Рима число таких переселившихся жителей возрастало.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты