аким образом, уголовный процесс был построен на началах римской гражданской свободы. Судопроизводство велось устно и свободно, сопровождалось обвинительными защитительными речами ораторов и заканчивалось согласованием приговора судьями. В связи с созданием судебной комиссии и соответствующих судебных разбирательств в Риме появился ряд отдельных уголовных уставов, а вместе они представляли впервые возникший, хотя и разрозненный уголовный кодекс. В том, что касается наказания, то особенность республиканского общественно-политического строя заключалась в отмене смертной казни. Сначала обвиняемый, если ему грозила смертная казнь, мог избежать ее, согласившись покинуть Рим и удалиться в изгнание до приговора.11. Общий ход судопроизводства в Риме в республиканский периодСудопроизводство в формулярном процессе сохраняет свое деление на две стадии: inire и iudicium. Такой порядок называется обычным, ординарным. Он противопоставляется всякому административно-судебному разбирательству, где нет такого разделения, и которое поэтому называется экстраординарным. Последнее получит свое развитии в эпоху империи.1. Производство iniure. Органом суда в Риме был претор, а в муниципиях муниципальные магистраты. Как и раньше, так и теперь для начала всякого процесса необходима явка обеих сторон к магистру. По-прежнему не существовало официального вызова в суд. Истец сам должен позаботиться о явке в суд ответчика. Стороны по общему правилу вели процесс лично, но после введения формулярного процесса появляется уже и процессуальное представительство.Были два вида представителей: первый - формальный, назначался в присутствии противной стороны и мог заменить представляемого; последний не мог предъявить тот же иск во второй раз, взыскание же по приговору направлялось против представляемого, а не против представителя. Второй тип представителя назначался без ведома противной стороны. Такой представитель мог выступить сам в интересах представляемого без всякого поручения, например, если кто-либо желал предъявить иск с целью защиты интересов лица отсутствующего.После того как стороны явились в суд к претору, и истец изложил свои обвинения, ответчик мог согласиться с ним, и тогда дело прекращалось, но, как правило, ответчик вступал в спор с истцом. В этом случае процедура уже перерастала в iniudicio. Претор выслушивал заявления сторон, составлял формулу и поручение судье. Таким образом, формула претора представляла собой нечто вроде процессуального договора между сторонами, в соответствии с которым истец и ответчик соглашались о передаче их спора на решение судьи.2. Производство iniudicio. В день, выбранный сторонами по взаимному соглашению (не позднее 18 месяцев со времени полученной от претора формулы), они должны явиться к назначенному судье. Органами суда (iniudicio) были, как и прежде частные судьи (iudicesprivati), но вместе с тем уже появились и специальные судебные коллегии, которые занимались делами о правах гражданства, о наследовании имущества. Судьи могли назначаться как в единственном числе, так и из нескольких человек. В зависимости от содержания исков назначали либо судей, либо арбитров. Судья назначался претором, но при выборе судьи учитывалось соглашение сторон. Если достичь соглашения было невозможно, претор прибегал либо к назначению судьи по собственному усмотрению, либо к жребию. Судей обыкновенно избирали из числа сенаторов, а позднее из сенаторского и всаднического сословий.Судопроизводство начиналось с заявления сторон, затем приводились и проверялись доказательства. После проверки доказательств судья мог под присягой отказаться дать приговор, тогда дело передавалось другому судье. Произнесением приговора роль судьи завершалась. Апелляции на приговор судьи в Римской республике не было, так как не было в это время в Риме суда инстанций. Конечно, и истец и ответчик могли оспаривать приговор. Истец мог добиваться назначения нового судьи, ответчик мог также не соглашаться с приговором, но если он проигрывал и во второй раз, то нес двойное наказание.3. Исполнение приговора. Приговор либо прекращал всякие отношения между сторонами, либо создавал новые. В случае оправдательного приговора отношения прекращались. В случае если приговор был обвинительным, возникала необходимость его исполнения. Средством для этого был исполнительный лист (actioiudicate). Между приговором и предъявлением исполнительного иска должно было пройти 30 дней, чтобы дать ответчику возможность добровольно исполнить приговор. По истечении 30 дней претор отдавал ответчика истцу, если ответчик не выполнял приговор. До 326 г. до Р.Х. должник, не уплативший долг по истечении 30 дней, попадал в долговое рабство. В 326 г. по закону Петелия рабство-должничество было отменено, и должник должен был отрабатывать свой долг. С течением времени обнаружилась тенденция освободить личность должника от непосредственной ответственности и перевести взыскания только на его имущество, поэтому должник, передававший свое имущество кредиторам под присягой, что у него больше ничего нет, освобождал себя от личной ответственности.Утверждавшаяся форма взыскания получила название реальная экзекуция. Она известна в двух видах: универсальная, когда взыскание охватывает сразу всю совокупность имущества должника, и специальная, когда она касалась тех или других отдельных вещей.Как уже отмечалось, в эпоху Республики наряду с ординарным гражданским процессом существовал экстраординарный, вытекающий из власти магистрата. Одной из форм защиты в этом случае были так называемые интердикты. Лицо, находившее защиту в форме обыкновенного гражданского процесса, могло обратиться к консулу, а затем и претору с просьбой защитить его своей властью. Претор, проведя расследование, мог издать декрет, в соответствии с которым приказывал обидчику удовлетворить просьбу просителя. Если в решении претора содержалось какое-либо запрещение чего-либо, то такое постановление претора называлось интердиктом. В условиях формулярного процесса претор уже сам не выносил решения, а давал поручение судье.Вторая форма судебно-административной защиты называлась стипуляцией, т.е. тожественным обещанием в присутствии претора удовлетворить просьбу просителя.Третья форма - введение претором просителя во владение имуществом по просьбе самого просителя.12. Кризис и падение Республики. Социально-психологическое состояние римского общества во II-I вв. до Р.Х.Важнейшим событием, оказавшим решающее воздействие на общественно-политическую жизнь Рима, были Пунические войны, длившиеся с 264 по 146 г. О последствиях этих войн для социально-психологического и нравственного состояния Римского общества можно судить по данным историка Полибия в его "Всеобщей истории" и сочинений Гая Саллюстия Криспа. Вскрывая причины нравственного и политического перерождения римского общества, Полибий говорил, что "после того как государство преодолело многочисленные тяжелые опасности и достигло неоспоримого преобладания и господства, в нем укрепляется благосостояние, частная жизнь граждан становится более роскошной и граждане начинают переступать меру справедливости в погоне за должностями и в прочих вожделениях. Когда такое состояние все более усиливается, наступает поворот к упадку, вызываемый властолюбием граждан и пренебрежением к скромному положения. К ним присоединяется спесивость и расточительность. Народ будет только завершителем переворота, когда он вообразит, что любостяжательство одних нарушает его благосостояние и выгоды, когда, с другой стороны, лесть честолюбцев преисполнит его высокомерие. Тогда разгневанный народ, во всем внимая гласу страсти, отказывает властям в повиновении, не признает их даже равноправными с собой, свергает и уничтожает их и все дела желает решать сам. После этого государство украсит себя благороднейшим именем свободного народного правления, а на деле станет наихудшим из государств, охлократией, т.е. властью толпы" (Полиб. VI.57).Своеобразием социальной психологии общества в эпоху кризиса Республики было появление "Новых людей". Этим людям были чужды традиционные ценности и консерватизм нравственных принципов. Это были люди "сегодняшнего дня", стремительно вознесенные фортуной. Они не стеснялись в средствах, чтобы взять от жизни все, что представлял случай. Эти люди составляли себе состояния, не брезгуя вымогательствами завещаний, доносами, взятками, предательством. Они не стыдились недозволенного и в личной жизни и на общественном поприще.Алчность, изворотливость, авантюризм, хищническое отношение к жизни - существенная черта "новых людей" этого типа. Для современников, исполненных старых норм общественной жизни и морали, эти люди олицетворяли торжество зла в мире. Такие "новые люди", формирующиеся на разных социальных условиях, были исполнены идеей эгоистического практицизма жажды личного успеха. Они естественно не дорожили набором представлений о доблести и морали, которые некогда составляли нравственный кодекс граждан. Этим они подрывали ценность традиционных нравственных понятий и создавали новую социально-психологическую обстановку для развития экономики и политики, которые выходили за рамки традиционных полисных отношений.Другой тип новых людей - это те, кто не порывал с традиционными ценностями, добивался знатности, известности и богатства собственным трудом. Естественно таких людей было гораздо меньше, но о них осталась великолепная память у потомков. Одним из таких "новых людей" был Марк Туллий Цицерон, выдающийся оратор, политик и теоретик права.13. Экономические отношения в Риме в эпоху кризиса и падения РеспубликиВ царский период и в начале ранней Республики римское общество состояло в основной своей массе из мелких хозяев, сидящих на своей земле и живущих земледелием и скотоводством. Не только внешняя, но и внутренняя торговля была незначительной. В экономике еще сохранялось влияние натурального хозяйства. Но уже с самого начала Республики, как показывают законы XII таблиц, В Риме началось экономическое расслоение и быстро стала прогрессировать имущественная дифференциация. Это подтверждалось необходимостью защиты прав частной собственности и долговым правом, отражавшимися в законах XII таблиц.Вся дальнейшая история первого периода Республики свидетельствовала о том, что отмеченный прогресс разложения обострялся все более и более. Борьба экономических интересов была неразрывно связана с борьбой политической на всех стадиях развития Республики. Но до IV в. до Р.Х. борьба носила главным образом сословный характер, хотя и в это время беднейшие представители требовали облегчения долговой кабалы и допущения к пользованию agerpublicus. Тем не менее, процент беднейших людей в это время был еще незначительным, и главные требования исходили от богатых, но бесправных плебеев. Поэтому вплоть до середины IV в. до Р.Х. главными были политические требования и лишь в 70-е гг. (закон Лициния и Секстия) плебеи разрешили и аграрную проблему. Но события III-II вв. до Р.Х., связанные с продолжительными и разрушительными войнами, привели к тому, что экономическое расслоение общества стало быстро прогрессировать, углублялась пропасть между богатыми и бедными. Стало исчезать мелкое и среднее хозяйство. Все более в обществе с одной стороны возникали крупные землевладельческие хозяйства и колоссальные состояния, приобретенные далеко не праведными способами; с другой стороны - быстро увеличивалась масса обезземеленного пролетариата, лишенного средств существования.С достижением господства Рима в Италии и вступлением его в борьбу с Карфагеном за гегемонию в Средиземноморье Рим вышел из своего замкнутого положения. Вместе с ростом и расширением своего политического влияния он втягивался в международные экономические отношения и попадал в зависимость от них. Диктуя нормы Римского права миру и проводя политику романизации, Рим сам оказался в сетях экономических законов этого мира и формировавшихся в нем новых религиозных взглядов и нравственных ценностей.Территория Италии не располагала большими массивами плодородной земли, и даже крупные землевладельческие хозяйства состояли из разбросанных по всему Апеннинскому полуострову участков. Между тем по мере втягивания Рима в международные отношения он открывался для привозимого из плодородных стран - Сицилии и Африки более дешевого хлеба. Кроме того, хлеб поступал в Рим в качестве провинциального натурального налога. Более дешевый иностранный хлеб приводил к понижению цен на местное зерно итальянских крестьян. Это либо разоряло их хозяйство, либо побуждало тех, кто был способен переводить хозяйство на производство других культур. Но чаще всего крестьяне продавали свои участки, пополняя пролетарскую массу в Риме.Войны выбросили на рынки огромное количество рабов, число которых стало быстро увеличиваться особенно после 326 г., когда было отменено рабство-должничество. В Сицилии и Африке появляются латифундии с широким применением рабского труда. За счет труда рабов более дешевый хлеб и поступал в Рим.Негативно сказывалась на положении крестьян и всеобщая воинская повинность. В течение длительных и почти непрерывных войн крестьяне должны были, надолго отрываться от своих участков, участвовать в военных походах. Крупные землевладельцы, используя труд рабов, не оставляли без обработки свои поля. Мелкие хозяйства, надолго лишаясь рабочих рук, разорялись.Изменился характер землевладельческих хозяйств. Некоторые из них становились садовыми или товарными многоотраслевыми и выращивание зерновых культур в них отодвигалось на второстепенный план, но большинство хозяйств приходили в запустение, их продавали, многие из них превращались в пастбища для скота. В средней и особенно в южной Италии возникли крупные скотоводческие хозяйства - сальтусы.По мере того как землевладение утрачивало свое главенствующее значение в экономической жизни Рима и всей Италии, на передний план все более выступал движимый денежный капитал. Это подтверждалось тем, что на смену старой медной монете ассу с 269 г. до Р.Х. появляется серебряная монета денарий (равная 10 ассам). Наряду с денарием чеканится и более мелкая монета сестерций (равный ј денария), во времена Цезаря была введена золотая монета aureus, равная 100 сестерциям. Денежный капитал, прежде всего, скапливался в Риме в виде военной добычи, так как римляне обычно конфисковывали казну покоренных государств и народов. Пока Рим имел дело со своими небогатыми соседями, военная добыча была не столь велика. После покорения богатых заморских стран (Сицилии, Африки и Азии), где имелись огромные сокровища, Рим оказался переполнен награбленным золотом и драгоценностями. Большая часть этих богатств не попала в государственную казну, но оказалась в руках наиболее предприимчивых личностей, среди которых было немало уже упомянутых т. н. hominesnovi. Крупные состояния появляются у наместников провинций: проконсулов и пропреторов. Имея в провинции неограниченные полномочия, они пользовались ими в своих интересах. Под их покровительством в провинциях действовали представители всаднического сословия, а также богатые люди из числа плебса, вольноотпущенники, которые забирали в свои руки на откуп сбор провинциальных налогов, государственные рудники, открывали банкирские и торговые предприятия.Вследствие всего этого Рим превратился в центр мировой торговли, в городе кипела коммерческая жизнь, здесь стали развиваться сложные банковские операции, появились крупные банкиры, в товарно-денежный оборот включались все предметы торговли и ремесла. В торговых, ремесленных и банкирских предприятиях пролетаризированные слои римских граждан практически не участвовали. Весь необходимый низший рабочий персонал в них состоял из рабов или вольноотпущенников. Многие из этих людей занимали и более ответственные должности в этой системе: они возглавляли филиалы банков и торговых домов, были капитанами торговых кораблей. Однако пролетаризированные граждане не участвовали в этих предприятиях не из-за того, что не выдерживали конкуренции с рабами и вольноотпущенниками. Граждане, лишенные средств существования, не способные обеспечивать себя как независимые земледельцы, ремесленники и торговцы, сохраняя свое гражданское состояние, не желали работать на других, зависеть от крупных собственников, они требовали обеспечения своего существования за счет государства. Быстро рос слой городского и сельского люмпен-пролетариата, который нуждался в бесплатном или дешевом хлебе, масле, вине и других продуктах; в Риме все более утверждался лозунг, который исходил, прежде всего, от этой люмпенизированной, маргинальной массы людей: хлеба и зрелищ! (Panemetcircines!)Таким образом, к концу республики Рим стал перед разрешением серьезного социального вопроса. Римляне выдвигали соответствующие реформы, пытаясь исправить положение. Они снижали проценты по долгам: с 8% до 4%, но затем им пришлось поднять максимум до 12% годовых. Предпринимались также попытки во время реформ братьев Гракхов учредить неотчуждаемость владений из agerpublicus. Но повернуть колесо истории насильственным путем оказалось неосуществимым. Частная собственность в Риме существовала со времени Ромула, а с середины V в. до Р.Х. и была под защитой закона и отказаться от нее было уже невозможно. Попытки наделения землей пролетаризированных римских граждан в создаваемых колониях также далеко не всегда были успешными: с одной стороны не хватало свободных земель, с другой - сами эти граждане, отвыкшие от производительного труда, не очень-то хотели становиться землевладельцами. Пропасть между богатством и бедностью все более углублялась.14. Гибель Римской республикиВ политической организации общества, по мере того как Рим выходил за рамки civitas, т.е. гражданской общины возникали труднопреодолимые противоречия. Пока сенат успешно выполнял функции высшей исполнительной власти, самостоятельность магистратов имела позитивное значение, но вместе с тем эта самостоятельность таила в себе опасность произвола. Раньше всего это проявилось в провинции, затем сказалось и в Риме. Краткосрочность правления магистратов была удобной и эффективной лишь до тех пор, пока Рим оставался небольшим городом-государством. Теперь же, когда Рим превратился в могущественное средиземноморское государство с т. н. заморскими владениями годичный срок магистратуры оказывался тормозом в развитии различных ветвей управления. Отсутствие точно разграниченных компетенций, право вето, которым пользовались магистраты - все это в условиях возникновения большой державы вносило путаницу в систему управления ею. В новых условиях многие сферы жизни общества требовали, чтобы магистраты имели специальную техническую подготовку. В то же время в Риме сохранялась старая система избрания магистратов, восходившая еще к временам ранней республики и не учитывавшая всех этих изменений.В этой ситуации в конце Республики сенат старался усилить свою власть, а магистраты, обладающие сильной волей и более менее широкой государственной программой, стремились продлить срок своего пребывания в должности, но это шло в разрез с установившейся системой правления.Народные собрания в Риме, не будучи представительными учреждениями, имели характер вече, где каждый гражданин должен принимать участие непосредственно и лично. Пока Рим оставался в границах города-государства, такое положение было вполне нормальным. Но когда Рим превратился сначала в средиземноморскую, а затем в мировую державу, решения такого собрания не выражали интересы всего населения государства. К этому следует добавить, что в Риме, где скапливалась масса маргинального пролетаризированного населения, деморализованного и развращенного праздностью и подачками, в народных собраниях чаще всего большинство составляли люди этого рода. По этой причине собрания быстро теряли свой авторитет, и уже в начале империи прекратили свое существование.В области гражданского права активизация роли претора, как и вообще усиление власти магистратур, имело свои негативные последствия. По мере того как голос общественного мнения, от имени которого выступал претор, ведущий предварительное расследование, все более заглушался беспорядочным шумом толпы, действия претора все чаще становились произвольными, и пришлось даже принимать меры, восстанавливавшие принцип законности в гражданских отношениях (закон Корнелия).Необходимость исправления этих недостатков осознавалась многими, но большинство реформаторов, начиная с братьев Гракхов, оставаясь в плену полисных иллюзий, старались вернуть Риму былое значение, восстановить крестьянское население и авторитет статуса римского гражданина. Однако немногие понимали, что в условиях возникновения римской мировой державы стремление восстановить былое значение римской civitas было не только иллюзорным, но и бессмысленным, так как это не могло иметь благотворного влияния на решения стоящих перед тогдашним римским государством проблем. Вместе с тем в условиях смутного и неспокойного состояния общества не было ни времени, ни возможности отыскать наиболее правильное направление деятельности. Поэтому римляне шли по пути самых простых решений, устанавливая диктаторские режимы с чрезвычайными полномочиями. Сначала это был Гай Марий (87-82 гг. до Р. Х), затем Сулла (82-79 гг.), видевший свою задачу в записи новых законов и восстановлении сенаторской аристократической республики. Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до Р. Х), признанный постоянным диктатором, первым осознал необходимость перехода от республиканской к монархической форме правления, но по этой причине стал жертвой заговора. Действовавшие затем триумвиры с консульскими полномочиями вновь выступали с идеей восстановления республики и, наконец, Октавиан Август (30 до Р.Х. - 14 от Р. Х), открыл собой новый период в Римской истории.Глава III. Период Принципата1. Общественно-политические и правовые отношенияВскоре после битвы при Акциуме в 31 г. до Р.Х. в 27 г. Октавиан сложил с себя чрезвычайную власть, которой он пользовался для "восстановления Республики". Однако теперь рядом с восстановленными республиканскими институтами появился новый экстраординарный магистрат, император или принцепс, совмещающий самые разные и важнейшие функции. Октавиан Август сохранил военные полномочия, а также трибунскую власть, дающую ему право законодательной инициативы. Поэтому власть Августа в отличие от прежних диктатур имела характер легитимной. Особенностью ее стала постепенная эволюция и трансформация в абсолютную монархию по мере преодоления и ликвидации республиканских институтов.Процесс этого превращения начался с ликвидации народных собраний. Так уже при Тиберии избрание магистратов было перенесено в сенат. Уже с конца I в. от Р.Х. высшими государственными органами власти в Риме были сенат и император. Вследствие этого и государственное устройство характеризовалось двоевластием. Своеобразием этого двоевластия было то, что рядом со старыми республиканскими магистратами, избранными сенатом, развивалась система императорских чиновников; провинции делились на сенатские и императорские; рядом с государственной казной, находившейся в ведении сената (эрарий), появилась императорская казна (фиск). Как император, так и сенат имели право чеканить монету. Постепенно между властью императора и сената развивалась борьба, которая привела, в конце концов, к полному торжеству императорской власти.Сенат приобрел статус законодательного органа. Даже эдикты императора должны были в сенате получить санкцию. Во время Августа это не было пустой формальностью. Император, как и магистраты не рассматривался как стоящий вне или над законом. Сенат избирал старых республиканских магистратов и самого императора. Правда, избрание последнего было формальностью, потому что предыдущий император указывал сенаторам преемника путем усыновления или завещания и наделял его полномочиями на основании закона об империуме. Сенат имел судебную административную власть (например, управлял сенаторскими провинциями), но она постепенно сокращалась.Император какого-либо официального титула не имел. Чаще всего его именовали принцепсом. По этой причине и весь этот период назывался Принципатом. Своеобразие принцепса заключалось в том, что это был, хотя и республиканский магистрат, но пожизненный и с чрезвычайными полномочиями, первый человек в государстве. Но поскольку это был все-таки магистрат, поэтому этот период в истории Рима называют также периодом республиканской империи.Основными полномочиями императора были: imperium, предусматривавший высшее военное командование, решение вопросов международных отношений, высшая административно-правовая власть; право общей проконсульской власти давало ему возможность контролировать правителей провинции как императорских, так и сенаторских; tribuniciapotestas давала императору качество священного, неприкосновенного, а также право интерцессии, т.е. право "вето" или отмены официально принятых магистратом решений, по всем другим магистратам, трибунские полномочия давали императору право законодательной инициативы и вместе с тем контроля за законопроектами. Кроме того, император был пожизненным цензором и верховным понтификом.Государственное управление осуществлялось в это время в Риме при помощи двойственной системы органов управления: республиканских магистратур и императорских уполномоченных. Однако эта система эволюционировала в сторону развития императорской власти по мере исчезновения республиканских магистратур и установления бюрократического аппарата. Консулы лишились военной власти, они лишь были председателями сената и заведовали некоторыми специальными делами. Преторы по-прежнему заведовали гражданской (предварительное следствие, составление формул и т.д.) и уголовной (председательствовали в специальных судебных комиссиях) юрисдикцией. Цензура потеряла свое значение, тем не менее, император каждый раз наделялся цензорскими полномочиями, пока Домициан не объявил, что постоянные цензорские полномочия должны считаться составной частью власти императора.Параллельно с процессом отмирания республиканских магистратур развивалась система императорских чиновников. Появился личный совет принцепса, который со времени императора Адриана приобрел характер официального государственного учреждения. Появилась должность начальника императорской гвардии (praefectuspraetorii), который становится особенно доверенным лицом. Он приобрел функции уголовной компетенции в Риме и над всей Италией и возглавил службу безопасности. Ему подчинялся префект города (praefectusurbi), являющийся начальником полиции и также наделенный правом уголовной юрисдикции в городе Риме. Появились также: префект вигилия (praefectusvigiliae) - начальник ночной полицейской и противопожарной службы; в сфере своей деятельности он обладал цивильной и уголовной юрисдикцией; префект анноны (praefectusannonae) - заведующий снабжением Рима продовольствием. Были различные императорские кураторы, контролировавшие местное управление в Италии. Были разработаны специальные требования, предъявляемые к правителям провинций. Будущий правитель не должен иметь родственников в провинции, не должен жениться на жительнице данной провинции, раздавать провинциалам деньги взаймы, устраивать за свой счет игры, брать подарки разрешалось лишь в установленных размерах и от людей своего круга. Подарки, даже незначительные, взятые у представителей низших сословий, рассматривались как взятка. Можно сказать, что в период развивающейся империи управление и положение провинций, по сравнению с республиканским периодом, значительно улучшилось.Если период республики закончился распространением прав римских граждан на всех жителей Италии, то период Принципата завершился предоставлением этих прав жителям провинций. Процесс этот осуществлялся двумя путями на протяжении 2-х периодов. До начала 111 года, во-первых, гражданские права предоставлялись тем или другим частям территории римской державы или отдельным общинам посредством дарения, при этом для освобождения от уплаты налогов требовалось еще особое италийское право (iusitalicum). Во-вторых, отдельные общины могли получить право латинское (iuslatinum), т.е. право коммерции, но без политических прав. Правда, различалось латинское право большое и малое. В первом случае все жители, избранные в местные магистраты или сенаторы, получали права римских граждан. Во втором случае такой привилегией пользовались магистраты, но не сенаторы.Все остальные провинциальные жители в это время оставались на правах иностранцев. Но постепенно грань между гражданами, латинами и иностранцами стиралась, и последний шаг был сделан эдиктом императора Каракаллы в 212 г., согласно которому все подданные Римской империи получали право Римского гражданства. Суть этого эдикта заключалась в том, что "все свободные жители Римской империи независимо от места жительства, этнической, социальной и религиозной принадлежности становились её гражданами, подданными римского императора". Этот эдикт способствовал распространению на всей территории Римской империи Римского права. Оно стало утверждаться в Греции и на Востоке (Египет, Азия и т.д.), где до сих пор действовало греческое эллинистическое право. Правда, следует отметить, что местное право не могло быть вытеснено окончательно, имело место, смешанное право. Примеры такого смешанного права, как показывают папирусы, имели место в Египте.В эпоху Принципата окончательно складывается всадническое и сенаторское сословие. Имущественный ценз для сенаторского сословия был установлен в сумме 1 млн. сестерций (около 40 тыс. золотых рублей), для всаднического сословия ценз был равен 400 тыс. сестерций (ок.20 тыс. золотых рублей). Между всадническим и сенаторским сословием существовали острые противоречия. Представители последнего избирались из республиканских магистратур и пополняли сенат. Поэтому среди представителей этого сословия долго сохранялись республиканские традиции, и оно находилось в оппозиции к императорской власти. Представители всаднического сословия, денежной аристократии, получали немаловажные выгоды от императорской власти. По этой причине, главным образом из этого сословия вербовались императорские чиновники. Остальная масса населения составляла третье сословие - плебс, низшую ступень которого занимали вольноотпущенники (libertini).Наблюдалось некоторое улучшение в области экономических отношений. Упорядочено было управление и положение провинций, стали регулярно поступать налоги в казну, наступило заметное оживление в ремесле и торговле, появились различные благотворительные учреждения и фонды, которые помещали свои капиталы в виде постоянных земельных рент в земельные участки, появились кредитные банки, которые помогали земледельцам и способствовали развитию сельского хозяйства. Сокращение количества рабов, вызванное прекращением больших войн, слабым естественным приростом их и отпуском многих рабов на волю, заставило землевладельцев обратиться к раздаче своих имений мелкими участками в аренду, что способствовало возрождению крестьянства. Сами императоры практиковали насаждение крестьянского землевладения. Они раздавали свои земли мелким арендаторам в долгосрочную или вечную аренду (emphyteusis). Однако необходимость содержания огромной армии и большого числа чиновников заставляла правительство увеличивать бремя налогов, а это ухудшало и без того тяжелое положение мелких хозяев.2. Источники Римского права и юриспруденцияВ рассматриваемый период в Риме вместо народных собраний законодательным учреждением становится сенат, его постановления приобретают силу закона. Постепенно инициатива сенатских постановлений сосредотачивалась в руках императора. Преторы по-прежнему продолжали издавать эдикты, однако необходимо было упорядочить их, унифицировать и закрепить навсегда. В конце II в. при Адриане преторский эдикт был пересмотрен, установлена его окончательная редакция. Он сделался неизменным и юридически обязательным для преторов. Таким образом, постоянный эдикт Адриана признано считать второй после законов XII таблиц кодификацией Римского права.Но особенно для развития Римского права имели значение императорские указы. Это были эдикты, т.е. решения, касавшиеся судебных процессов; мандаты, т.е. императорские инструкции чиновникам и правителям провинций; рескрипты, т.е. ответы императоров на юридические запросы, как частных лиц, так и чиновников на случай каких-либо сомнений при толковании и применении права.
Уже в конце Республики возникла значительная юридическая литература, но особенно ее много стало появляться в эпоху Принципата, Фрагменты произведений римских юристов классического периода собраны в следующих изданиях:
Bremer F.P. Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt. Vol. 2-3. Lipsiae, 1848-1901. Lenel O. Palingenesia iuris civilis. Vol. 1-2. Lipsiae, 1889. Второе издание с дополнением: Sierl L. E. Supplementum fidenus papyrorum. Graz, 1960.
Наибольшую ценность для этого периода представляют варианты муниципального закона (lex Flavia municipalis), изданного при Домициане для гражданских общин Испании. В 1981 г. в Испании (провинции Севилья) были найдены фрагменты статута прежде неизвестного испанского муниципия - lex municipii irnitani (lex Irnitana), датируемого 91 годом. Из 10 бронзовых досок, на которых был высечен этот закон, в распоряжении ученых находятся доски III, V, VII-X. Текст таблиц III, VII-X частично совпадает с текстом lex municipii Salnensani и Malacitani, вырезанным на 2-х бронзовых досках, найденных еще в 1851 г. Lex Salpemsana содержит материал о политическом устройстве, административных, финансовых и хозяйственных вопросах, о личном статусе муниципалов, о судопроизводстве. Последний раздел (гл. 84-93) воспроизводит положения закона Aвгуста о судопроизводстве по частным делам (lex lulia iudicorum privatorum) 17 г. до Р. Х. Lex Irnitana издан: Gonzalez J. The lex Irnitana: A New Copy of the Flavian Municipal Law ( Pl. V - XXIII ) \\ Journal Roman Studies, 1986. Vol. 76. P. 147-199.
Документы юридической практики классического периода собраны в следующих изданиях: BrunsC. G. Fontes iuris Romani antiqui . Vol. 3. Ed. Gradenwitz O. Tubing, 1912; Girard P.F. Textes de droit romain. Ed. Senn F. Paris, 1937; Fontes iuris Romani anteiustiniani (Riccobono S., Baviera G., Ferrini C., Furlani G., Arangio-Ruiz V.) Vol. 3. Negotia. Ed. Arangio-Ruiz V. Florentiae, 1969. со времени Августа юристы получили право давать от имени императора юридические консультации. По различным судебным вопросам юристы давали заключения, которые становились обязательными для судьи. Эти заключения излагались письменно и скреплялись печатями. Но мнения свои юристы высказывали не только по конкретным судебным делам, но и по общим юридическим вопросам, и, особенно, если эти мнения юристов совпадали, они приобретали силу "как бы закона", а сами эти юристы считались "как бы творцами права".Усложнялось и юридическое обучение. Теперь не только в Риме, но и в других городах, в т. ч. и в провинциях появляются школы юристов. Им выделялись помещения, они имели учеников. Обучение делилось на две стадии: institutio - сообщение ученикам основных принципов гражданского права в связи с чтением источников; instructio - приобретение навыков путем участия в консультациях патрона. Школы юристов порой отличались различными подходами к общим и частным вопросам права.Поскольку юристы стали заниматься разработкой как практических, так и теоретических вопросов права, поэтому стала появляться богатейшая юридическая литература. Появились краткие систематические учебники по основам Римского права, в дополнение к этому появились краткие юридические афоризмы и общие определения основных юридических институтов и понятий. Вторым типом юридических литературных произведений были комментарии. Общий комментарий всех частей гражданского права носил название Digesta. Многочисленные сочинения появились в связи с практической деятельностью юристов. Это т. н. responsa, т.е. собрания решений, данных юристом в разных представлявшихся ему на практике случаях.Наконец, стали появляться и монографические сочинения по юридическим проблемам, хотя их было не так много. Всякое такое сочинение делилось на книги. Каждая книга приблизительно равнялась нашим 30-40 страницам. Известно о некоторых юристах, что они написали 300-400 книг. Если учесть, что каждые 10 книг составляли приблизительно 300-400 страниц нашего текста, то действительно можно говорить о многотомных сочинениях.Начиная с эпохи Принципата, юристы стали приобретать престижное значение. Юриспруденция была для многих средством достижения высокого положения в обществе, которое нуждалось в знающих и образованных юристах. Плеяда таких юристов появляется именно в это время, по общему признанию получившего название классического.Марк Антистий Лабеон и Гай Атей Капитон. Первый (45 г. до Р.Х. - 10/21 от Р. Х) происходил из аристократического рода, самый выдающийся юрист времен Августа, ученик Гая Требатия Теста, советника Цезаря и Августа, энциклопедически образованный, убежденный республиканец. Лабеон не скрывал свою неприязнь к Принципату, однако Август уважал его личный и научный авторитет. Он один из наиболее цитируемых юристов. Лабеон достиг претуры, но отверг предложенный ему консулат, посвятил себя всецело правоведению. Полгода он обучал праву в Риме, полгода писал свои труды, живя в уединении за городом. Написал около 400 книг (сохранились лишь незначительные фрагменты): AdlegemXIItabularum, Adedictum (первый классический комментарий к преторскому эдикту) и др.Гай Атей Капитон (кон. I в. до Р.Х. - 22 г. от Р. Х), происходил из незнатного рода, но окрепшего и получившего известность во времена Суллы. Занимал различные должности. После претуры он стал консулом и верховным понтификом. Был также куратором водопровода (curatoraquarum). Занимался также литературной юридической деятельностью, но был менее известен как юрист, чем Лабеон. Капитон был сторонником Принципата, противником Лабеона. Известен как знаток понтификального (жреческого) права. Его сочинения: Depontificioiure, Epistulae и т.д.Оба этих юриста оставили после себя школы, отличавшиеся различными направлениями: последователей Лабеона называли по имени его ученика Гнея Ацеррония Прокула - прокулианцами. Прокул был претором и консулом. В 30-е гг. I в. от Р.Х. занимал выдающееся место в политической жизни, продолжал руководить школой, основанной Лабеоном. Написал Epistulae с богатой казуистикой. Издал оставшиеся неопубликованными некоторые труды Лабеона (ExposterioribusLabeonis). Прокулианцы развивали трактаты республиканских юристов и особенно успешно работали в области казуистики. Последователей же Капитона, соперника Лабеона, называли по имени его ученика Гая Массурия Сабина сабинианцами. Сабин был незнатного происхождения. Долгое время жил на гонорары, получаемые от своих учеников. Лишь в 50 лет накопил всаднический ценз, и Тиберий предоставил ему первому из всадников iusrespondenti. Его главный труд Iuscivile. Это компактное сочинение в 3-х книгах служило учебником по гражданскому праву, комментировалось многими юристами вплоть до III в. Среди прочих его трудов известны Adedictum, AdVitelium, Fasti, Memoralia, Responsa и др.