Рефераты

Римское право

опечитель заботиться о лице также как и об имуществе furiosus. Cura furiosi выполняется автоматически при объявлении о сумасшествии и заканчивается автоматически, когда подопечный выздоравливает.

Для совершения юридических действий, входящих в компетенцию попечителя, в частности для обязательственных сделок несовершеннолетний должен был заручиться соглашением попечителя (consensus curatoris), которое можно было получить заранее или дополнительно. Постепенно вошло в обычай, что попечитель брал на себя также управление имуществом несовершеннолетнего, а в позднем классическом праве это стало основной его обязанностью.

В рамках заботы о лицах, которые из-за своего физического недостатка или постоянной болезни (morbus perpetuus) не могут сами вести свои дела (cura debilium), магистрат устанавливал попечителя, полномочия которого зависят от особенностей случая (например, curator surdi - для глухого, curator muti - для немого).

Все эти основные случаи попечительства имели характер опеки. Различие же между опекой и попечительством определялось не объектом регулирования, а скорее формальным моментом: опекун, если считает нужным, разрешает и придает юридическую силу сделкам формальным актом; для действий попечителя достаточно неформального согласия.

Прекращение попечительства.

В лице попечителя попечительство прекращается по тем же причинам, что и опека.

В лице того, над кем учреждено поручительство, оно прекращается: а) когда меняется его правоспособность - (capitis deminutio); б) когда снимается запрещение с расточителя; в) когда сумасшедший выздоравливает; г) когда minor достигает 25 летнего возраста, иногда и раньше, т. н. renia aetatis (возвратная льгота, т.е. признание за несовершеннолетним юридической дееспособности).

Глава VIII. Наследственное право

1. Римские понятия о наследстве и наследовании. Институты наследственного права

Римляне считали право наследования частью вещного права, ius quod ad res pertinet, так как считалось, что наследование было способом приобретения собственности, а именно acquisitio per universitatem, т.е. переход к наследнику всего имущества со всеми правами.

Задача наследственного права состоит в том, чтобы определить влияние смерти человека на его гражданские правоотношения. Признается общим правилом, что строго личные, индивидуальные правоотношения прекращаются со смертью этой личности. Те же права и обязанности, которые не изменяются от перехода к другому лицу, сохраняются после смерти субъекта их и переходят к наследнику. Таковы права и обязанности по имуществу.

Согласно основному началу римского наследственного права, наследник является преемником юридической личности наследодателя, он составляет как бы одно лицо с ним. Такой преемник называется heres - наследник, а переходящее имущество и право на него - hereditas К этому см. Дигесты Юстиниана. Кн. 29. Тит. I-VI; Кн. 38. Тит. VII-XVI. Об этом Бартошек М. Ук. соч. С. 142сл. (hereditas); Дождев Д.В. Ук. соч. С. 561 сл..

Согласно римскому понятию о наследстве и наследовании, наследство не есть масса вещей, а целая, идеальная совокупность прав и обязанностей, в которых проявляется юридическая личность наследодателя, так что до перехода к наследнику (о таком наследстве говорят - hereditas jacens, т.е. лежачее наследство) - оно само считается как бы лицом и может приобретать имущество через рабов.

Право наследования, есть право, в силу которого одно лицо принимает на себя имущественные права и обязанности другого; как одно юридическое целое, т.е. юридическую личность его; такое преемство называется всеобщим - successio universalis или per universitatem. Впервые Юлиан прямо высказал, что наследство представляет личность умершего. Юстиниан своим законом о так называемом beneficium inventarii нарушил цельность всего начала.

Закон этот был принят в 531 г. от Р.Х. Он вводил важное новшество, перешедшее в современные кодексы и следующим образом обеспечивал совершенную защиту наследника при наследстве, чрезмерно обремененном долгами, если до 3 месяцев (со дня, когда он узнал о призвании к наследству) наследник составит опись всей наследственной массы (inventarium) в присутствии нотариуса (tabularius) и 3-х свидетельств, то за ним сохраняется quarta Falcidia, т.е. ј чистого, т.е. необремененного наследства; которая должна быть оставлена для наследника согласно lex Falcidia.

Общие начала германского наследственного права в отличие от римского

По римскому праву наследство не может, а по германскому оно может распасться на несколько масс и каждая масса может иметь особого наследника.

В Риме наследование совершалось или по завещанию или по закону. По германскому праву - кроме того - также по договору наследника с наследодателем.

В Риме наследник неподвластный может приобрести открывшееся наследство только по особому акту своей воли (подвластный вступает в наследство в момент смерти наследодателя). По германскому праву всякий наследник вступает в наследство со смертью наследодателя.

В Риме наследник отвечал за долги наследодателя даже своим имуществом (по закону Юстиниана наследник мог избежать этой неограниченной ответственности путем описи наследства - beneficium inventarii). В германском праве наследник отвечает только в размере наследственного актива:

В соответствии с Римским правом главным институтом наследственного права является наследование - hereditas. Оно состоит в прямом всеобщем имущественном преемстве после умершего. Прежние две формы наследования: а) гражданскую - hereditas и б) преторскую - bonorem possessio - Юстиниан соединил в одну.

Вторым институтом является successio singularis, т.е. право наследодателя выдать что-либо третьему лицу. Это распоряжение был обязан выполнять наследник. Этот институт также имел 2 формы: а) гражданскую - legatum и б) общенародную fideicommissum, но и они были объединены в одну.

Сенатским постановлением Требеллиана (в правление Нерона) был введен универсальный фидеикоммисс, служивший для всеобщего преемства. От наследования он отличался тем, что наследство переходило к наследнику не прямо, а через третье лицо.

Наконец, следует отметить институт дарений и др. приобретений на случай смерти - mortis causa donationes.

Римское право предусматривало следующие условия происхождения наследования:

наследование возможно только после умершего;

только после лица юридически способного иметь свое имущество;

только для лица, которое зачато, по крайней мере; во время открытия наследства;

только для лица, способного к наследованию.

Неспособными к наследованию были перегрины и юридические лица, кроме государства (императоры даровали городам, церквям и благотворительным обществам способность наследовать по завещанию).

Наследство должно быть открыто. Наследство оказывается открытым (hereditas delata), когда оно предлагается известному лицу так, что это лицо может приобрести его. По закону Юстиниана право на принятие наследства было признано за всяким наследником первого призванного к наследству; но только в течение года со дня получения первым призванным сведения о его призвании - это т. н. transmissio justinianea (первоначально трансмиссия совершенно не допускалась; до Юстиниана - только в некоторых случаях). Наследство может открыться по закону - hereditas ab intestate, или по завещанию - hereditas testamentaria. Наследование по завещанию устраняло законное наследование. Вообще у римлян действовало правило: наследство может быть открыто или только по завещанию или только по закону (nemo pro parte testatus pro parte intestatus decedere potest).

Окончательно происходит право наследования вследствие приобретения наследства. Наследники, находящиеся под отеческой или господской властью наследодателя, приобретают наследство в момент открытия его и притом необходимо. Прочие наследники приобретают наследство по особому свободному акту воли.

Римское право делало различие между гражданским и преторским наследованием. Гражданское наследование (hereditas) и преторское (bonorum possessio) отличались друг от друга в следующем: согласно гражданскому праву - а) наследниками могли быть только агнаты; б) для некоторых наследников наследование было необходимым; в) для приобретения наследства не было назначено срока и не требовалось заявления перед какой-либо властью г) наследник должен был выразить свою волю лично.

Согласно преторскому праву а) наследниками могли быть также супруги и когнаты; б) наследование всегда зависело от воли наследника; в) для приобретения был введен срок и заявление перед властью; г) наследник мог выразить свою волю через представителя. Наследник в соответствии с преторским правом был loco heredis. Собственность его на наследство была не гражданской, а бонитарной. Он имеет иски фиктивные - actiones utiles (si heres esset). Для защиты наследования он имел два иска: а) hereditatis petitio possessoria, (т.е. общий вещный иск, которым цивилизованный наследник добивается признания своего права наследования и выдачи наследства; с послеклассических времен этот иск получал bonorum possessor); б) interdictum quorum bonorum (т.е. предоставление преторскому наследнику - bonorum possessor права добиваться владения наследственными вещами от любого лица, владеющего ими в качестве наследника, в качестве просто владельца без особого правового основания, или от того, кто обманным способом избавлялся от владения. Оба эти иска представляли собой ускоренную судебную меру для временного начала преторского права брали верх и в праве Юстиниана находили только один порядок наследования).

Порядок наследования по закону (hereditas legitima).

Римские юристы выделяли обыкновенный и особенный порядок наследования по закону. Сначала рассмотрим обыкновенный порядок. По древнему праву наследниками могли быть только агнаты Об этом см. Законы XII таблиц (табл. V); Институция Гая, кн. 3. К этому см. Бартошек М. Ук. Соч. С. 142; Римское право. Часть 2. / Сост. Сизов С.К. и Строгецкий В.М…. С. 85 сл.. Кровное родство не давало права наследования.

Законы XII таблиц (табл. V) призывают к наследованию ab intestate исключительно агнатских родственников, разделенных на три разряда. Первый разряд - sui heredes, т.е. лица, которые были под властью умершего и которые стали personae sui iuris после его смерти. Это были члены его familia, т.е. дети, усыновленные, дети умерших сыновей. Sui heredes должны были наследовать имущество как подвластные, независимо от того, хотят они этого или нет, поэтому они были названы heredes sui et necessarii.

Ко второму разряду относились proximi adgnati, т.е. ближайшие агнатские родственники. Они становились наследниками в случае, если не было sui heredes. Агнаты ближайшей степени родства (братья, сестры и мать умершего, если она состояла в браке cum manu и таким образом юридически находилась на положении сестры умершего (loco soraris)) исключали тех, которые являлись более отдаленными агнатскими родственниками. В конечном результате, если было несколько агнатов той же самой степени родства, наследуемое имущество делилось per capita, т.е. каждому из них по равной доле. Если же наследуемое имущество необходимо было делить между близкими наследниками и более отдаленными, то это делалось поколенно, т.е. in stirpes. Proximi adgnati были sui heredes voluntarii, т.е. в отличие от sui heredes они имели возможность принимать или не принимать наследство.

К третьему разряду относились gentiles, т.е. родственники клана (gens). Они вступали в наследство, если не было ближайших агнатов.

Основными дефектами этой системы было то, что эмансипированные дети, кровные родственники и супруга были исключены из числа лиц, имеющих право на наследование, основывавшееся на условиях agnatio, т.е. рождения после смерти отца или оставления завещания. Поэтому неудивительно, что претор предпринимал шаги усовершенствовать систему. Поэтому ius gentilicium отпало еще в раннеклассический период.

Преторская система наследования по закону.

Посредством серии эдиктов претор постепенно развил новую систему наследование имущества после умершего, не оставившего завещания, которая окончательно заменила старый порядок наследования. Сущность ее отражена в сентенции praetor heredem facere non potest, т.е. претор не может создавать наследника, т.е. не может творить гражданское право, так как он не законодатель. Тем не менее, в числе эдиктов он обещал гарантировать нескольким группам bonorum possessio, т.е. владение наследственным имуществом, разрешенное претором в споре двух претендентов на наследство. Претор не отменил право агнатов, но, учитывая изменение общественных отношений, расширил ставший слишком узким круг лиц, призываемых гражданским правом, включая в него и других кровных родственников наследодателя, а также супруга.

Итак, заинтересованная сторона должна обратиться к претору и претор применяет bonorum possessio. Претор выяснял, принадлежал ли претендент к одной из групп, которым bonorum possessio было разрешено, и если это подтверждалось, обеспечивал interdictum quorum bonorum, т.е. предоставлял преторскому наследнику (bonorum possessor) право добиваться владения наследуемым имуществом от любого лица, владеющего им в качестве наследника или в качестве простого владельца без особого правового основания или от того, кто обманным путем избавился от владения (Гай, IV.144).

С помощью этого интердикта владение имуществом могло быть востребовано от всякого и, кроме того, всякий мог претендовать на владение, которое по истечении срока давности (usucapio) в один год делало владельца наследником.

Это показывает, что, хотя претор не мог делать никого наследником, он мог поставить его в положение наследника и конечный результат был, таким образом, тот же самый. Порядок и группы преторской системы наследования от умершего, не оставившего завещания следующие:

Дети (liberi).

Первой группой лиц, которые могли претендовать на владение были законные дети умершего мужа, независимые безотносительно от того, стали они sui iuris после его смерти или нет. Цель - эдикта дать право эмансипированным детям наследовать от их отца. Владение делилось на столько много равных частей, сколько было переживших и прежде умерших детей, которые оставались потомками по прямой линии. Каждый переживший ребенок получал одну долю и доля прежде умершего ребенка была разделена среди его детей. Это известно как representatio per stirpes, т.е. представлении по нисходящей степени родства.

Законные наследники (legitimi).

В случае, когда не было детей или они не подходили для bonorum possessio, второй группой были законные наследники согласно ius civile, т.е. sui heredes, proximi adgnati gentiles.

Proximi cognate.

Третьей группой, которая могла просить владение упомянутых родственников были ближайшие кровные родственники умершего. Кровное родство следует как по мужской, так и по женской линии в противоположность агнатскому родству, которое следовало только по мужской линии. В том, что касается кровного родства по женской линии, неважно, было ли потомство законным или незаконным. В этой группе каждая ближайшая степень родства исключала последующую: если живы братья или сестры, дядья и тетки не получают ничего. Очередь родственников могла дойти до шестой степени. Наследники каждой степени делят наследство поровну. Женщины в этой очереди наследовали наравне с мужчинами, дети наследовали после матери.

Определенные модификации были введены во II в. от Р.Х. для того, чтобы усовершенствовать право наследования матери и ребенка друг другу. Senatus consultum Orfitianum (178 г) признал законное право наследования после матери всем ее детям (законным и внебрачным), причем они получали преимущество перед ее братьями, сестрами и агнатами. Так senatus consultum Tertulianum (123 г) признал за матерью законное право наследовать своим законным и внебрачным детям, если в живых не было ни детей ни братьев наследодателя, а с его сестрами она делила наследство поровну.

Наконец, переживший супруг - жена после смертимужа или муж после смрти жены - вступал в права наследства.

Таким образом, cognatio, т.е. кровное родство получало право преторской защиты и его значение на закате республики стало возрастать. Преторская система оставалась основной для наследования имущества по закону вплоть до реформ Юстиниана.

Юстиниан о наследовании по закону.

Юстиниан включил в Новеллы 118 и 127 совершенно новый порядок наследования по закону, основанный на кровном родстве. Порядок и классы юстиниановой системы можно суммировать следующим образом:

1) родство гражданское и естественное уравнивались в правах наследования;

2) различие пола не влияло на право наследования;

3) родство по усыновлению также давало некоторые права по наследованию;

4) лица, имеющие право наследования, разделялись на пять кланов, причем ближайший класс наследников исключал последующий, ближайшая степень родства также исключала следующую. Сначала призывались лица первого класса, если таковых не было, то призывались лица следующего класса и т.д.

К первому классу принадлежали все нисходящие умершего - наследовал ближайший нисходящий (внук не наследовал деду, если жив отец внука).

Ко второму классу принадлежали полнородные Полнородные братья и сестры - те, кто имел одних и тех же отца и мать. Неполнородными братьями и сестрами называются те, у кого одна и та же мать, но разные отцы, или наоборот. братья и сестры. В этой очереди, которая призывается к наследованию при отсутствии прямых нисходящих, ближайшую степень составляли родители умершего, а также его братья и сестры. Наследство делилось поровну между теми родственниками, кто еще оставался в живых, а дети умерших братьев и сестер получали их долю по праву представления. Если родители наследователя уже умерли, но были живы деды и бабки, они призывались к наследованию наряду с братьями и сестрами, причем наследство опять-таки делилось поровну между всеми. Наконец, в том случае, если в живых оставались только деды и бабки (т.е. уже умерли и родители, и братья с сестрами, и племянники), наследство делилось на две половины, одна из которых переходила к восходящим родственникам по материнской линии, а другая - к восходящим по отцовской линии.

К третьему классу относились неполнородные братья и сестры и, если их нет в живых, то дети их. При этом братья и сестры делили наследство поровну, а дети умерших получали их долю по праву представления.

К четвертому классу относились боковые родственники. И в данной очереди наследников каждая ближайшая степень исключает последующую, так что если были живы, например, двоюродные братья и сестры наследодателя, то не допускались к наследованию троюродные. В этой очереди не допускалось наследование по праву представления.

Пятый класс - это переживший супруг или супруга.

Если в одном классе оказывалось много наследников, то раздел наследства между ними производился тремя способами: а) successio in capita - поголовно, поровну между всеми; б) successio in stirpes - поколенно, при этом более отдаленные родственники, наследующие вместе с более близкими, получают все вместе такую долю наследства, какую получил бы их восходящий, например, племянники умершего, наследуя вместе с его братьями, получают все вместе столько, сколько получили бы их отец или мать; в) divisio in lineas - полинейно. Если наследуют только восходящие равно близкие, то наследство делится на две равные части: одна идет к восходящим по отцу, другая - к восходящим по матери. Поголовный раздел имеет место, когда наследуют равно близкие родственники. Поколенный - когда наследуют нисходящие разных степеней.

Наконец, по закону Юстиниана новеллы 53 и 117 устанавливали определенные льготы для т. н., "бедной вдовы" (uxor undotata), т.е. не обеспеченной приданным и другими ценностями. Ей полагалась 1/4 наследства, но не более 100 фунтов золота. Если у наследодателя было четверо или более детей, то бедная вдова получала ту же долю, что и каждый из них, т.е. поголовно (1/5 или менее), причем пользовалась своей долей на правах не собственности, а узуфрукта. При отсутствии каких бы то ни было наследников имущество становилось вымороченным (bona vacantia). С начала классического периода вымороченное имущество отходило в государственную казну, однако в некоторых случаях преимущественное право на него имели корпорации, к которым при жизни принадлежал наследодатель - военная часть, в которой он служил, церковь или монастырь, если он был священником или монахом и т.д.

3. Порядок наследования по завещанию (hereditas testamentaria). Понятие о распоряжении последней воли.

Завещание - это провозглашение последней воли Ульпиан в «Правилах» (Regula, 20.1) следующим образом определяет сущность завещания: «Завещание - это правомерная фиксация нашего намерения, составленного в торжественной форме с тем, чтобы оно имело силу после нашей смерти.. Для того чтобы оно имело силу закона, оно должно быть введено в соответствии с определенными формальными требованиями.

В течение истории римского права были известны различные формы провозглашения воли. Наиболее ранняя форма завещания было так называемое testamentum calatis comitis, т.е. завещание, сделанное в специально созванном собрании. Завещатель выражал устно формальным образом свою последнюю волю на собрании. Собрание первоначально должно было гарантировать свое одобрение, но позже выполняло функцию свидетеля. Так как собрание в форме comitia calata созывалось лишь 2 раза в год, очевидно, что был необходим другой метод провозглашения последней воли. Такой формой завещания было testamentum in procinctu, т.е. завещание перед войском, изготовившимся к сражению. Солдат в устной форме излагал свою последнюю волю другим солдатам. В обоих случаях эти формы завещания имели публично-правовой характер и, по-видимому, совершались в том случае, если завещатель не имел законного наследника.

Неудобство этих форм было очевидным и уже со времени законов XII таблиц целями совершения завещания косвенно служила фиктивная продажа (mancipatio familiae), посредством которой завещатель фактически передавал доверенному лицу (familiae emptor) свое имущество с тем, чтобы тот взял на себя обязанность охранять его, а после смерти завещателя разделить его в качестве heredis loco, согласно последней воле завещателя, в то время как завещатель оставлял за собой пожизненное право распоряжаться этим имуществом.

Из mancipatio familiae развилась основная форма римского testamentum, применявшаяся в течение всего классического периода testamentum per aes et libram (Гай, II.102).

По-видимому, первоначально mancipatio ограничивалось чистой формальностью, и familiae emptor становился всего лишь седьмым свидетелем, а наследником являлось лицо, назначенное завещателем. Центр тяжести совершения завещания сместился с передачи имущества на торжественное устное заявление завещателя (nuncupatio), в котором тот излагал свою последнюю волю. Соответственно эта устная форма testamentum per aes et libram называется testamentum per nuncupationem.

В классическую же эпоху преобладающей стала письменная форма завещания, т.е. testamentum per scripturam factum Подробное описание этой процедуры завещания оставил Гай (Институции. II.104). Эта форма давала завещателю возможность сохранить в тайне содержание testamentum (testamentum secretum). В этом случае устное заявление завещателя (nuncupatio), все еще являлось основой завещания, ограничивалось просто формулой, в которой завещатель перед свидетелями ссылался на документ, содержащий его последнюю волю, после чего свидетели скрепляли документ своими печатями (testamentum septem signis signatum) и подписями. Для юридической силы устного и письменного testamentum необходимо, чтобы весь акт проходил в постоянном присутствии всех его участников и без прерывания его другим периодическим действием. Эта форма завещания открывала путь преторскому волеизъявлению.

Претор, обещая bonorum possessio, признавал последнюю волю, чем документ, скрепленный семью свидетелями, и их печатями был предъявлен ему.

Наконец, объединив характерные элементы цивилизованного (testamentum unitas actus, т.е. постоянного присутствия всех участников завещания), преторского (7 свидетелей и их печати) и императорского права (подписи завещателя и свидетелей), в эпоху Домината была введена testamentum tripertitum, т.е. тройственная воля. Эта форма завещания стала господствующей во время Юстиниана.

В дополнение к этим нормальным формам завещания, существовало широкое различие специальных форм.

Кроме завещания (testamentum), другой формой распоряжения на случай смерти со времени Августа было codicillus (письмо, записка). Однако не все распоряжения, которые могли быть сделаны в завещании, могли быть записаны в записку. Эта записка юридически признавалась составной частью завещания, если она им подтверждалась (codicillus testamento confirmatus).

В форме записки всякое распоряжение, которое могло быть сделано в завещании, исключая установление или лишение наследства, могло быть законным. Неподтвержденная завещанием записка (codicillus testamento confirmatus) могла содержать только фидейкоммиссы.

В послеклассическом праве стирались различия между запиской и завещанием и для записки требовалась определенная форма. При Юстиниане для эффективности письменного и устного добавления к завещанию необходимо было присутствие 5 свидетелей и unitas actus. Кодициальная клаузула, т.е. оговорка, согласно которой если завещание по какой-либо причине утратит силу, то она остается действительным, хотя бы как приписка, считается молча добавленной к написанному завещанию.

Итак, назначение прямого наследника или линии наследства возможно было только по завещанию. Существенные черты актов последней воли (testamenta и codicilli) заключались в том, что эти акты являются односторонними и самостоятельными (воля наследника здесь не нужна). Составивший акт может его изменять, завещание может быть изменено до смерти.

Testamenti factio (совершение завещания). В отношении правоспособности участвовать любым способом в совершении завещания (testamenti factio) в том числе в качестве свидетеля - правовая наука различала два вида завещательной правоспособности:

а) Право совершать действительное завещание (testamenti factio activa, ius testamenti faciendi, которым обладали только совершеннолетние римские граждане (и латиняне), но согласно более позднему праву иностранцы, имея ius commercii, также обладали этой формой завещательной правоспособности. Женщины первоначально не обладали активной завещательной правоспособностью со времени Августа они такое право получили, правда, с ограничением, заключавшемся в том, что женщине позволялось делать завещательным распоряжение при участии доверенного лица, ставшего ее формальным опекуном (coemptio testamenti faciendi gratia), а при Адриане женщины уже обладали полной активной правоспособностью самостоятельно или при наличии опекуна.

Завещатель должен быть свободным лицом, имеющим здравый ум и зрелый возраст; он должен иметь физическую возможность выразить свою волю словом или письмом; завещатель должен быть самостоятельным в имущественном отношении.

В позднем праве имели место определенные исключения, касающиеся имущества, которое сын, находящийся под отцовской властью (filius familias miles) приобрел на военной службе (peculium castrense), т.е. жалованье или военная добыча. Со времени Августа он мог завещать его, а впоследствие и распоряжаться им inter vivos. Со времени Адриана он мог завещать его после почетного увольнения из армии; peculium castrense переходит к обладателю власти домовладыке только, если filias miles умер, не оставив завещания. В поздней Империи это правило распространялось и на имущество, которое filius familias приобрел во время службы на высоких светских и духовных постах. Такое имущество называлось peculium quasi castrense.

Завещатель должен обладать активной завещательной правоспособностью непрерывно от совершения завещания до самой смерти, иначе оно будет недействительным.

б) Другим видом являлось право быть назначенным наследником (пассивная завещательная правоспособность, т.е. testamentum factio passiva). В принципе любое лицо было способно получить это право, если только завещатель одновременно даровал ему свободу, чужой раб - только если ею обладал его господин. Пассивной завещательной правоспособности были лишены personae incertae, но постепенно ее стали получать postumi, т.е. дети, родившиеся после смерти отца или после совершения завещания; из числа юридических лиц ее всегда имел fiscus, а начиная с классической эпохи, также городские общины и благотворительные учреждения. Наследник должен иметь способность быть назначенным наследником (во время совершения завещания) и способность к приобретению завещанного (в момент приобретения наследства). Неспособны к назначению наследниками:

1) лица, которые вообще не допускались к наследованию;

2) postumi, т.е. рождающиеся после смерти завещателя или после совершения завещания. При Юстиниане postumi также могли быть назначаемы наследниками, если они зачаты, по крайней мере, в момент смерти завещателя (для легатов и фидеикоммиссов это условие не требовалось);

3) юридические лица (кроме церквей, благотворительных заведений и городских обществ);

4) лица недостойные - indigni, и развратные женщины.

Лицо, совершающее завещание, должно иметь при этом полное сознание и свободную волю;

2) завещание, совершлнное под влиянием угрозы, действительно, но лица, которые потерпели через это вред (законные наследники или наследники по прежнему завещанию), имеют право искать уничтожения договора посредством restitutio, т.е. восстановления или actio quod metus, т.е. иска против вымогательств любого рода. Если завещателя удержали посредством принуждения от совершения или перемены завещания, то лица, потерпевшие от этого вред, могли искать вознаграждения, требуя его от принудителя; если принудителями были законные наследники, то они теряли наследство в пользу казны;

3) всякий акт последней воли, совершенный под влиянием обмана, ничтожен, если будет доказано, что без обмана это распоряжение не было сделано.

Всякое распоряжение на случай смерти должно быть делом собственной воли завещателя. Воля завещателя должна быть выражена словом или письменно в произвольных выражениях. При устном завещании завещатель обязан был говорить сам; при письменном - обыкновенно писали особые писцы testamentarii. Объявление воли должно быть сделано с соблюдением установленных форм и полно в материальном отношении, т.е. должен быть определенно назначен наследник. В противном случае - оно ничтожно.

Завещание может быть условным. Но некоторые условия не допускаются при актах последней воли: в таком случае - они или сами уничтожаются или уничтожают сам акт.

I. Само условие уничтожается в следующих случаях:

если условие вставлено по ошибке;

если в завещании помещено резолютивное условие. По отношению к легату это допускается (т.е. лицо, получившее легат, теряет его при наступления условия), но при назначении наследника это не допускается. Однажды сделавшийся наследником остается таким навсегда;

уничтожаются условия невозможные. При относительной невозможности условия различают два случая: если условие невозможно при совершении завещания, то уничтожается условие, если же условие стало невозможным после, то теряет силу завещание;

условиям невозможным соответствуют условия, противные добрым нравам - turpes;

уничтожаются условия, которые противоречат правам некоторых наследников на законную долю наследства;

при двух альтернативных условиях (или то, или другое) уничтожаются оба, если ничтожно одно.

II. Условия уничтожают само завещание в следующих случаях:

если свой наследник назначался наследником под условием непроизвольным;

если завещание составлено в расчете на наследство того, кому завещается (например, если А завещает свое имущество Б под тем условием, чтобы Б сделал его своим наследником)

После смерти завещателя завещание или кодицилл должны быть переданы надлежащей власти. После вскрытия завещания (при свидетелях, подписавших его) составляется протокол, и оно передается в архив.

Форма завещаний.

По форме завещания делятся на публичные и частные. Публичные завещания совершались в двух видах:

Testamentum iudiciale - завещание судебное: завещатель устно излагал свою последнюю волю на суде; она записывалась в протокол суда и протокол хранился в судебном архиве.

Testamentum principi oblatum - завещание, представленное императору в виде просьбы. Просьба и завещание хранились в императорском архиве.

Частные завещания могли быть письменными и устными. Общие условия частных завещаний были следующими:

1) присутствие 7 свидетелей; свидетелями не могли быть: расточители, лишенные права совершать завещания женщины, глухие, немые, слепые, сам наследник и т.д.;

2) все участвующие в совершении завещания лица должны быть вместе от начала до окончания акта, причем акт не должен прикрываться посторонним занятием - это требование единства места и времени акта.

Учитывались и особенные условия письменных завещаний. Так, при письменном завещании требовалось: составить письменный акт, содержащий последнюю волю завещателя (акт мог быть написан и посторонним лицом); акт должен быть предъявлен свидетелям; завещатель должен собственноручно, в присутствии свидетелей, подписать акт (если он не может, то это делает 8-й свидетель); свидетели должны подписать завещание и приложить к нему печати.

Условие устного завещания предусматривало, что завещатель должен заявить свою волю в присутствии семи свидетелей, на языке понятном для них.

Имели место следующие отступления от форм частных завещаний: а) военнослужащие во время похода могли совершить завещание без всяких формальностей; б) в деревнях завещания считались действительными, если они совершались при 5 свидетелях и без подписей; в) в случае массовых заболеваний не требовалось, чтобы свидетели были в одном месте; г) завещание восходящих родственников в пользу нисходящих действительны и без свидетелей, но за собственноручной подписью завещателя.

Назначение наследника (heredis institutio).

Установление наследника или наследников - это главная часть завещания, придающая действительную силу прочему его содержанию изложена во главе любого завещания в виде прямого показа, торжественно на латыни (caput et fundamentum intellegitur totius testamenti, Gai 2, 299, т.е. установление посредника - суть и основа завещания (от которых оно полностью зависит). В послеклассическое время (около 339 г) стали допускать более свободную форму, которую можно было произносить и на греческом языке.

Согласно Римскому праву, наследник был универсальным преемником наследодателя, который призывался по завещанию (heres scriptus, heres testamentarius) или по закону (heres legitimus), что означает, что наследник приобретал все права завещателя, т.е. он наследовал состояние, т.е. активы и пассивы. Завещатель мог установить одного наследника для всего состояния или нескольких наследников. В последнем случае они получали равные доли.

Завещатель должен распоряжаться всем наследством, т.к nemo pro parte testatus, pro parte in testatus decedere protest, т.е. никто не может стать частично завещателем и частично умершим без завещания. Таким образом, если завещатель распорядился только частью своего состояния, или если один из установленных наследников мог не наследовать или же желать наследовать, остающаяся часть состояния доставалась наследникам, которые наследовали в пропорции к их долям. Установление наследника могло быть pure, т.е. безоговорочным или подчинено суспензивному (т.е. неконкретному) условию или суспензивному сроку modus, т.е. целевое назначение.

Но если установление наследника подчинено резолютативному (т.е. конкретному) условию или сроку, было вопреки правилу semel heres simper heres, т.е. ставший однажды наследником всегда наследник, то таким образом такие условия или сроки трактовались как pro non scripto, т.е. как если бы (нечто) не было написано.

Назначение какому-либо лицу только определенной вещи из наследства, не делало это лицо наследником, т. н. heredis institutio ex re certa. Впоследствии относительно этого случая составились следующие правила: а) если завещатель назначит одного наследника ex re certa, то он получает все наследство, как если бы слова назначены ex re certa не были написаны; б) если у многих наследников одни назначены ex re certa, другие без этого, то только вторые считались наследниками, первые же легатариями; в) если все наследники назначены ex re certa, то все они считались наследниками равных частей. В остальных случаях каждый наследник получает столько, сколько ему определено завещателем. Если доля каждого не определена в завещании, то все получают поровну.

Подназначения наследников. Substitutio.

Под substitutio понимают назначение второго наследника на тот случай, когда первый не желает или не может воспользоваться своим назначением.

Римское право знало 3 формы подназначения.

Первая форма называлась substitutio vulgaris, т.е. обычный субститут (подназначаемый наследник) вступал в права вместо института первого назначенного наследника, если тот не может стать наследником главным образом в случае преждевременной смерти или не хочет им стать, например, откажется от наследства. Завещатель может назначить ряд субститутов, в том числе и взаимоподназначенных, т.е. в одном завещании может быть несколько последовательных субституций, например, наследнику А назначается субститут Б, этому - В и т.д.

Вторая форма называлась substitutio pupillaris. Она состояла в праве отца назначать в своем завещании наследников детям своим на случай смерти этих последних до совершеннолетия.

Первоначально substitutio pupillaris являлся наследником, как отца, так и ребенка. В позднем классическом праве субститут рассматривался как наследник только ребенка, поэтому ему достается и то, что ребенок получил помимо отца. "Ребенок", упоминаемый в данном контексте не означает малолетний, но имеется в виду ребенок любого возраста.

Третья форма substitutio quasi pupillaris, где наследует субститут, если душевнобольной ребенок умрет, не выздоровев, однако завещатель должен выделить ему обязательную долю, а в качестве субститута преимущественно назначать нисходящих душевнобольного и лишь потом остальных.

Недействительность завещания.

Завещание действительное могло стать недействительным по следующим причинам.

Первая причина - это отмена завещания (testamentum ruptum). Завещание могло быть отменено в следующих формах: а) совершение нового завещания; второе завещание уничтожает предыдущее; б) уничтожением акта завещания или содержания его (посредством сожжения акта, перечлркивания и т.д.). Завещатель мог устно уничтожить завещание, объявив это перед тремя свидетелями или в суде (если прошло 10 лет со времени совершения завещания).

Завещание могло быть недействительным по причине agnatio postumi, т.е. завещание теряет силу, если после совершения его у завещателя является свой наследник - suus heres; этот наследник получает наследство по закону.

Завещание делается недействительным (testamentum irritum), если завещатель теряет способность завещать; даже возвращение способности не возвращает силы прежнего завещания. Однако завещание римлян, попавших в плен, оставались в силе после их возвращения из плена; в случае смерти в плену, они считались умершими до плена, так что и здесь завещание не теряло силы.

Завещание теряет силу, если никто не приобретает наследства по завещанию.

Если завещание подлежит возражению только известного лица (но само по себе действительно), то признание эти лицом завещания дает ему полную силу. Римское и современное завещание значительно отличаются друг от друга с материальной стороны: римское завещание немыслимо без назначения наследника; современное завещание возможно и без назначения наследника. Это объясняется тем, что у современных народов содержание завещаний исчерпывалось единичными выдачами из наследства. Основное же право наследования принадлежало членам семьи.

Наследование против последней воли.

Наследование против последней воли завещателя выражалось в праве praeteritio, т.е. обхода наследников в праве на законную долю; при Юстиниане это право основывалось на 115 новелле. Praeteritio - а) гражданские.

Sui. Своих наследников - sui heredes - завещатель обязан был или назначать наследниками, или лишить наследства (exheredere) сыновей - поименно, дочерей и внуков - inter ceteros. В случае неисполнения этой обязанности, завещание теряло силу - если был обойден сын. Прочие sui, неупомянутые в завещании, участвовали в завещании вместе с назначенными наследниками.

Postumi. Если после совершения завещания у завещателя появляется свой наследник (suus), то все завещание теряет силу. Например, если муж, умирая, не знал, что жена беременная, и она потом родила ребенка, или ребенок родился после совершения завещания. Такие наследники называются postumi. Для сохранения силы завещания, завещатель обязан был или назначить постума наследником или лишить его наследства.

б) преторские

В преторском праве наравне с sui поставлены все liberi - дети: их следовало или назначить наследниками, или лишить наследства; ребенок, обойденный в завещании, получал владение наследством, в той доле, которая следовала ему по закону. Право на законную долю - portio legitima. Естественным долгом завещателя является назначить наследниками ближайших членов семьи. Поэтому с конца республики нисходящие и восходящие родственники завещателя получали право искать кассации завещания, в котором они не обозначены наследниками. Эти родственники завещателя имели право на законную долю наследства, и завещатель должен был назначить ее. Это законная доля равнялась 4-й части той доли, которую получил бы наследник, если бы не было завещания; при Юстиниане эта законная доля была увеличена: при 4 необходимых наследниках она равнялась 1/3; при 5-ти и более - 1/2 той доли, которую получил бы наследник, не будь завещания. При нарушении права на законную долю без всяких оснований следует различать два случая:

1) если лицу, именующему право на законную долю, ничего не назначено в завещании, то по судебному приговору, вследствие жалобы этого лица, завещание теряет силу и открывается порядок наследования по закону. Приговор иногда отменял завещание вполне - если истцами являлись все наследники без завещания, а ответчиками - все наследники по завещанию (т.е. если между наследниками не было ни одного имеющего право на законную долю); во всех других случаях приговор отменял завещание только отчасти;

2) если наследнику, имеющему право на законную долю, оставлена эта доля не вполне, то завещание остается в силе, но наследник, не получивший всей своей доли мог по особому иску (actio ad supplendam legitimam) вытребовать от наследника по завещанию дополнение законной доли. Если завещатель подарками истощал свое имущество, так что наследник с правом на законную долю не получал своей доли, то этот наследник имел особые иски - querelae inofficiosae dotis.

Наследование против завещания, введенное Юстинианом в 115 новелле.

По этой новелле было установлено, чтобы восходящие и нисходящие родственники вообще взаимно назначали друг друга наследниками после себя (назначение законной доли - недостаточно). Только по некоторым причинам они могли лишить друг друга наследства (покушение на жизнь, безнравственный образ жизни и т.п.). Нарушение этого закона влекло за собой отмену завещания и открывалось наследование без завещания; при этом если им было что-либо назначено, право их ограничивалось законной долей; если им ничего не назначено, то они имеют querela nullitatis и являются полными наследниками.

Приобретение наследства.

Приобретение наследства зависит от воли наследника - наследника, постороннего или произвольного - heredes extranei vel voluntarii. Но для некоторых наследство юридически необходимо - это свои или необходимые наследники - Heredes sui et necessarii.

Приобретение наследства по воле наследника.

Произвольный наследник должен иметь способность обязываться к юридическим актам. Акт приобретения наследства может состоять или в прямом заявлении наследника (aditio hereditatis) или в действиях его, по которым ясно видна его воля быть наследником (gestio pro herede). Юридические лица и малолетние могли приобретать наследство через представителей. Наследник должен принять все наследство без всяких условий или отказаться от него; принять одну часть или под условием - не допускалось. Наследственность, призванная к наследству - трансмиссия. По закону Юстиниана право на принятие наследства было признано за всяким наследником первого призванного к наследству; но только в течение года со дня получения первым призванным сведения о его призвании - это так называемое transmission iustinianea.

Приобретение наследства необходимыми наследниками - ipso iure Лица, находившиеся под властью (potestas) завещателя до самой смерти его делались наследниками в момент открытия для них наследства, даже против своей воли - ipso iure (сюда относились 1) дети и жена умершего;

2) рабы, назначенные наследниками). Но по преторскому праву нисходящие умершего получили так называемый beneficium abstinendi, т.е. если они не вмешивались в наследство своего восходящего, то ни выгоды, ни потери, связанные с приобретением наследства, их не касались; они считались только формальными наследниками. Раб отвечал за долги по наследству всем своим имуществом, кроме того, которые он приобрел после смерти завещателя своим трудом или от других лиц.

Следствие приобретения наследства.

а) вообще. Приобретая наследство, наследник вступал во все имущественные отношения завещателя (исключая строго личные), перенимал как бы личность покойника. Поэтому лицо, сделавшись наследником, не могло произвольно перестать быть им; б) ответственность наследника за долги по наследству. Наследник отвечает за долги покойника всем своим имуществом; исключение составляли следующие случаи:

1) если до приобретения наследства наследник заключил сделку с кредиторами покойного;

2) если наследник, испросив срок для осмотра имущества, в течение этого срока откажется от него - то он не отвечает за долги;

3) Юстиниан дал наследнику так называемые beneficium inventarii - благодеяние описи наследства: наследник не отвечает за долги покойника сверх суммы наследства (и даже может вычесть из наследства то, что следует ему от покойника), если он самостоятельно составит опись наследства в течение трех месяцев с открытия.

Смешение и разделение наследства и имущества наследника.

Наследство и имущество наследника сливаются в одно имущество. Но в пользу кредиторов претор установил так называемый separatio bonorum: если кредиторы предполагали, что наследство уменьшается от слияния с имуществом наследника (если у последнего много долгов), то они могли требовать, чтобы им была сделана уплата исключительно из наследства. Но в таком случае они теряли требование на имущество наследника, даже если наследство оказалось недостаточным для удовлетворения их требований.

Отношение наследника к посторонним лицам, у которых находятся наследуемые вещи. Защита наследника.

Если постороннее лицо владеет наследством или частью его, то права наследника защищаются двояко: а) в порядке петиторном, т.е. под условием представления полного доказательства своих прав на наследство и б) в порядке поссессорном.

Первой цели служит иск hereditatis petitio - этот иск принадлежит всякому наследнику против лица, владеющего наследством, или частью его, без всякого законного основания (вор) или по ложному убеждению в своем праве на наследство. Цель иска - возвратить наследнику наследственную вещь;

Поссессорная защита имеет два средства: а) interdictum quorum bonorum - это интердикт принадлежал преторскому наследнику для приобретения владения телесными объектами наследства; б) remedium ex lege de edicto d. Hadriani tollendo - наследник мог просить о вводе его во владение теми объектами, которыми владеет завещатель.

Временная охрана будущего или предполагаемого наследника женщина, беременная будущим наследником, может просить о вводе ее в наследство и о выдаче ей содержания из наследства;

2) попечитель душевнобольного наследника может попросить для него временный ввод в наследство;

3) эдикт претора Карбония разрешает несовершеннолетнему нисходящему наследователя, законность рождения которого оспаривается, просить о вводе его в наследство до совершеннолетия (чтобы потом окончательно установить законность или незаконность его рождения);

4) наследник, назначенный условно, мог также просить о вводе его в наследство на время нерешительного состояния условия.

Отношения сонаследников между собой и к кредиторам наследства

Каждый сонаследник получает ту долю наследства, которая следует ему по завещанию или по закону. Соответственно этим долям делятся между сонаследниками все требования и доли покойника; так что сонаследник отвечает перед кредитором только за приходящуюся на него часть долга; и в праве требовать от должника только принадлежащую ему часть. Таким образом, общность прав и обязанностей между сонаследниками уничтожается и остается только для неделимых требований и неделимых долгов. Для раздела наследственных вещей сонаследники имеют друг против друга особый иск (familia herciscundae iudicium. В долю нисходящих сонаследников зачислялось то, что они получили от завещателя при его жизни. Если один из сонаследников не приобретает своей доли, то ее получают другие сонаследники - по так называемому праву приращения - ius adcrescendi.

Легаты и фидеикомиссы. Понятие: различие между легатами и фидеикоммиссами

Легаты и фидеикоммиссы представляют собой сделанное последней волей в пользу известного лица распоряжение, которое не имеет характера ни назначения наследников, ни дарения по случаю смерти. При Юстиниане legatum и fideicommissum, были слиты в один институт; но исторические различия между ними следующие:

легаты назначались в словесной форме, для фидеикоммисса этого не требовалось;

легаты назначались в завещаниях фидеикоммисс можно было назначать в кодициллах (просительное письмо к лицу, которому поручается исполнение фидеикоммисса;

легаты можно было назначать только в пользу лиц, имевших testamenti factio passiva (т.е. тех, кто обладал пассивной совещательной правоспособностью), фидеикоммисс допускался и для других лиц;

Закон Фальцидия, предусматривающий, что наследнику должна быть оставлена хотя бы 1/4 наследства, первоначально относился только к легатам

легаты давали иск; фидеикоммиссы были только нравственным долгом.

Все эти различия между легатами и фидеикоммиссами были уничтожены Юстинианом. В праве Юстиниана различаются легаты сингулярные и универсальные (последние называются универсальными фидеикоммиссами).

Сингулярные легаты - это следующие лица, встречающиеся при назначении легата: а) завещатель; б) лицо, для которого назначается легат honoratus, legatarius; в) лицо, обязаннон выдать легат - oneratus. Назначить легат может тот, кто имеет право завещать; получать - кто способен быть наследником; обязать выдачей легата можно всякого, кто получает что-либо по воле завещателя из его имущества, но только в размере этого имущества.

Предметы легатов. Предметом легата может быть все, что может быть в обороте (commercium) и что имеет для легатария интерес экономический или нравственный; предмет должен быть ясно определен.

Способы установления или назначения легатов и их приобретение. Легаты можно было назначать или в завещании или в кодицилле. Приобретения легатов осуществляется с момента смерти завещателя. Этот момент называется dies legati cedit.

Право требовать выдачи легата легатарий получает после приобретения наследства наследниками - этот момент называется dies legati venit. При легате условном или срочном легатарий не имеет иска до наступления условия или срока. Приобретение легата производит двоякое действие:

1) непосредственное приобретение (ipso iure) легатарием собственности или других вещных прав,

2) происхождение обязательства между легатарием и лицом, на которое возложен легат - в том случае, если к легатарию не переходят непосредственно вещные права. Личный иск легатария о выдаче легата называется actio personalis ex testamento или actio legati. Лицо, обязанное легатом, имеет право на получение издержек, сделанных на предмет легата и право удержать для себя известную часть наследства (quarta falcidia). Если легатарий самоуправно завладеет предметом легата, то лицо, обязанное легатом, могло посредством интердикта, востребовать предмет обратно и искать возмещения за полученный вред.

Фальцидиев закон. В 40 г. до Р.Х. был издан закон Фальцидия, который установил, что в легаты может быть назначено только три четверти наследства, остальная четверть всегда должна быть оставлена наследнику.

Для установления фальцидиевой доли определяется актив и пассив наследства. Из акттива вычитают долги и вообще все расходы по наследованию; остаток делят на две части: одну четверть и три четверти; 1/4 определяется наследнику, а 3/4 на легаты. Если же 3/4 не хватает на все легаты, то они уменьшались пропорционально своей цене. Вычет фальцидиевой доли не осуществлялся в следующих случаях: а) при завещаниях военнослужащих; б) если это запрещал завещатель; в) если отказывался от своей доли наследник; г) если наследник не составил описи наследства.

Четыре вида легатов классического Римского права.

Итак, классическое Римское право знало четыре рода отказов по завещанию (Гай, II. 192) К этому см. Бартошек М. Ук. Соч. С. 200сл.; Дождев Д.В. Ук. Соч. С. 596 сл..

legatum per vindicationem (посредством виндикации, иск о защите от любого беззакония);

legatum per damnationem (посредством приговора, заклятия);

legatum sinendi modo (путем дозволения);

legatum per praescriptionem (посредством выдела).

Первые два вида легатов были древнейшими типами отказов по завещанию. Legatum vindicationem устанавливал передачу права собственности на вещь, которую наследодатель имел ex iure Quiritium или устанавливал вещное право (servitus, usufructus, usus). Отказ должен быть установлен в торжественной форме на латыни. Право собственности непосредственно переходило от наследодателя к отказополучателю (легатарию), который мог немедленно предъявить rei vindicatio против любого владельца.

К этому виду легата примыкает и legatus per praescriptionem, т.е. отказ, выделяющийся в пользу одного из сонаследников.

Legatum per damnationem - это отказ с обязательным действием. Предметом этого отказа может быть любое исполнение dare и facere (non facere). Этот вид легата характеризовался передачей легатарию в собственность определенную вещь (dare) или исполнить (facere, non facere) что-то конкретное. К предметам этого вида отказа относились: дом или земельный участок, стадо, узуфрукт, сервитут, выплата пенсии или обеспечение пропитанием какого-либо лица (родителей или всей familia).

Legatum sinendi modo также имел обязательственный эффект и его предмет ограничивался исключительно телесными вещами. В этой форме можно было осуществить прощение долга третьему лицу, а также предоставить легатарию безвозмездное пользование вещью, арендованной наследодателем.

В постклассический период происходило постепенное смешение типов отказов. В 529 г. Юстиниан окончательно постановил, чтобы отказ имел силу в соответствии с волей наследодателя, независимо от формы. Это означало, что легаты во всем приравнивались к фидеикоммиссам Дигесты. Кн. 30. О легатах и фидеикомиссах. § 1-2: 1. «Легаты во всем приравнены к фидеикомиссам. 2. Следует знать, что оставлять фидеикомисс могут лишь те, кто правомочны составлять завещания». ( = Ульпиан. «Комментарии к эдикту». Кн. 67. Он эже «Фидеикомиссы». Кн. 1). К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 201: legati; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 602 сл.

.

Фидеикоммисс (fideicommissum) предусматривал переход по наследству прав без обязанностей. Это было неформальное распоряжение наследнику, сделанное в устной или письменной форме отдельно от завещания. Фидеикоммисс мог быть адресован как наследнику по завещанию, так и наследнику по закону. Лицо, в пользу которого устанавливался фидеикоммисс, называлось фидеикоммиссарий. Со времени Августа фидеикоммиссы получили право судебной защиты и была даже введена должность претора по фидеикоммиссам.

В законодательстве Юстиниана разница между легатом и фидеикоммиссом была ликвидирована и тот и другой имели одинаковую силу. Существовала особая форма универсального фидеикоммисса, т.е. такое распоряжение последней воли, посредством которого завещатель обязывал своего наследника выдать третьему лицу (фидеикоммиссарию) или все наследство или его квоту. При Юстиниане остался только фидеикоммисс всего наследства.

Первоначально фидеикоммиссарий, даже получающий через наследника все наследство, не становился наследником. Лишь во время Юстиниана было установлено, что всякий универсальный фидеикоммисс производил все последствия универсального преемства и таким образом фидеикоммиссарий становился наследником. Фидеикоммисс мог быть установлен по всякому акту последней воли и даже устно. Фидеикоммиссарий, став наследником или целого наследства или выданной ему доли, должен был выполнять все обязательства и требования по наследству.

Список литературы

Основная

I. Источники истории и содержания Римского права

1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности / Перев. с древнегреческого. Отв. ред. И.Л. Маяк.Т. I-III.М., 2005.

2. Тит Ливий. История Рима от основания города / Пер. с латинского. Отв. ред. Е.С. Голубцова. Т. I-III. М., 1989-1994.

3. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Пер. с латинского. Издан. подгот. А.С. Бобович, Г.С. Кнабе, И.М. Тронский и др.М., 1969.

4. Цицерон Марк Туллий. Речи в двух томах. Издан. подготов. В.О. Горенштейн и М.Е. Грабарь-Пассек. М., 1962.

5. Цицерон. Диалоги: "О государстве", "О законах", Издание подготовил И.Н. Веселовский, В.О. Горенштейн и С.Л. Утченко. М., 1966.

6. Дигесты. Пер. с латинского. Отв. ред. проф. Л.Л. Кафанов. Т. I-VII. М., 2002-2005.

7. История Древнего Рима. Тексты и документы. Часть 1. / Под ред. проф. В.И. Кузищина. М., 2004.

8. История древних цивилизаций. Государство и право Древнего Рима / Редакц. коллегия: проф. В.И. Кузищин (председ.), проф.В.М. Строгецкий, проф. Е.А. Молев, проф. А.В. Махлаюк, проф.В.Н. Парфлнов, проф.В. В. Дементьева, доц. И.А. Гвоздева. Вып.1.Н. Новгород, 2006.

9. Латинские юридические изречения / Сост. Е.И. Темнов. М., 1996.

10. Памятники Римского права: Законы XII таблиц; Институции Гая; Дигесты Юстиниана. М., 1997.

11. Памятники Римского права. Пять книг сентенций к сыну. Фрагменты Домиция Ульпиана / Перев. с латинского Е.М. Штаерман. Отв. ред.Л. Л. Кофанов. М., 1998.

12. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. С.Л. Утченко. М., 1962.

13. Хрестоматия по истории Древнего Рима / Под ред. В.И. Кузищина. М., 1987.

14. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. Т.I. М., 1996. С.72-239.

II. Литература

15. Бартошек М., Римское право: понятия, термины, определения / Пер. с чешского. М., 1989.

16. Гримм Д.Д. Лекции по догме Римского права. М., 2003.

17. Дождев Д.В. Римское частное право. Учебник для вузов. М., 1996.

18. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1995.

19. Омельченко О.А. Основы Римского права. Учебное пособие. М., 1994.

20. Покровский И.А. История Римского права. М., 1998.

21. Римское частное право: Учебник / Под. ред. И.Б. Новицкого и И.С. Перетерского. М., 1997.

22. Строгецкий В.М. Сизов С.К. Римское право. Часть 1-2. Н. Новгород, 2000-2001.

23. Хвостов В.М. Система Римского права. Учебник. М., 1996.

24. Черниловский З.М. Лекции по Римскому праву. М., 1991.

25. Diosdi G. Ownerchip in Ancient and Preclassical Roman Law. Budapest, 1970.

26. Hausmaninger H., Selb W. Rцmisches Privatrecht. Wien. Kцhln, 1985.

27. Hartel Y., Polay E. Rцmisches Recht und romische Rechtgeschiehte. Weimar, 1987.

28. Marrone M. Istituzioni di diritto romano. Palermo, 1994.

29. Roman Law. A. Historical Introduction by H. J. Wolff. Norman, 1982.

30. Дополнительная литература

31. Косарев А.И. Римское частное право / Учебник для вузов. М., 1998.

32. Кофанов Л.Л. Обязательственное право в архаическом Риме: Долговой вопрос (VI-IV в. до н.э.). М., 1994.

33. Медведев С.Н. Основные черты Римского частного права.

34. Максев В.В., А.Г. Головко. Частное право Древнего Рима. Ростов на Дону, 2002.

35. Савельев В.А. История Римского частного права. М., 1994.

36. Франчози Дж. Инстуционный курс Римского права / Пер. с итальянского. М., 2004.

37. Хутыз М.Х. Римское частное право. М., 1994.

38. Черниловский З.М. Элементарный курс Римского права. М., 1997.

39. Bradley K.R. Discovering the Roman Family. Studies in Roman Social History. N. - J. Oxford, 1991.

40. Macquйrson J. Histoire des obligations. Le droit romain. Aix-en Provence, 1971.

41. Plescia J. The Development of the Exercise of Ownership Right in Roman Law // BIDR, 1985. Vol.88. P.181-207.

42. Zimmermann R. The Law of Obligations: Roman Foundations of the Civilian Tradition. Cape Town, 1990.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты