Рефераты

Римское право

агистратура. Магистраты пользовались правом неприкосновенности. Их должность рассматривалась в Риме не как служба, а как почесть. Все римские магистраты были властями выборными и безвозмездными. Ординарные должности перечислены выше. Экстраординарной считалась должность диктатора, т.к его избирали на 6 месяцев в случае возникшей для государства опасности. Магистратура считалась обычной исполнительной властью. Важнейшими чертами римских магистратов были:

магистров избирали на один год и только цензоров - на 5 лет;

все магистры были организованы коллегиально: два консула, два, а позднее и более преторов и т.д. Действовали же магистры самостоятельно и решали вопросы с учетом всей полноты принадлежащей им власти. Однако с помощью права "вето" один из магистратов мог приостановить распоряжение другого. Право "вето" распространялось не только на магистратов - членов одной и той же коллегии, но и на других магистратов, стоящих на низшей ступени служебной лестницы. Так консул может накладывать вето не только на решения другого консула, но и претора, квестора, эдила. Но вместе с тем решение цензора не может никто приостановить кроме другого цензора, а народный трибун может накладывать "вето" на решения всех других магистратов, включая и консулов. Таким образом, право "вето" было в Риме важнейшим средством противодействия амбициозным устремлениям отдельных магистратов к единоличной власти.

Как уже отмечалось, в опасные периоды Римская республика прибегала к выборам экстраординарной власти - диктатуре. Диктатор избирался на 6 месяцев, в течение которых все ординарные магистраты слагали с себя полномочия. По истечении 6 месяцев диктатура могла быть отменена или переизбрана на следующий шестимесячный срок;

3) последним условием, фактически ограничивающим возможность произвола со стороны магистратов, служило то обстоятельство, что все они могли быть привлечены к суду народного собрания, причем высшие магистраты по истечении должностного срока, а низшие даже раньше. Власть высших должностных лиц в Риме называлась potestas (конкретная гражданская) и imperium (общераспорядительная гражданская и военная). При этом магистратов различали как magistratus cum imperio (претор, консул), так и sine imperio (цензор, трибун) и последним стали приписывать potestas (censoria, tribunicia).

Стали вкладывать различное содержание в понятия imperium и potestas. Ту власть называли imperium, которая заключала в себе военные, административно-политические и правовые функции. Такие полномочия имели преторы и консулы.

Существеннейшими правами римских магистратов были следующие: право сношения с богами от имени римского народа; право вносить в сенат relationes (реляции), а в народное собрание rogationes (запросы); право издания общеобязательных распоряжений; высшее военное командование; высшая административно-правовая власть.

Средствами осуществления власти магистратов были: право личного задержания нарушителя; придание суду; наложение штрафа; арест имущества или части его, принадлежащего нарушителю, для обеспечения его повиновения.

Полномочия imperium были различны, как внутри Рима, таки за его пределами (imperium domi и imperium militiae). Поэтому в последнем случае imperium магистрата был ограничен. Внутри городской черты (pomerium, не далее 1,5 км вокруг стен), на решение магистрата возможна provocatio (апелляция гражданина против решения магистрата к народному собранию); вне ее она не допускалась, там власть магистрата была не ограничена. С войском магистрат, имеющий imperium, не имел права входить в город. Он должен был распустить войско у границ померия. Внутри Рима власть магистрата ограничивалась одним годом и до избрания нового магистрата возможен интервал (interregnum); за его пределами магистрат оставался у власти сверх срока (pro magistratu) до прибытия нового должностного лица. Внутри Рима все магистраты правили совместно. За пределами Рима магистраты правили единолично, либо находясь в единственном числе, либо чередуясь во власти.

Все высшие магистратуры имели свой аппарат. Его служащие назывались apparitores. Они получали жалование и не считались магистратами. Аппарат мог переходить от одного магистрата к другому. В Риме установился известный иерархический порядок замещения должностей: эдил, квестор, претор, консул. Существовал также возрастной ценз для занятия должностей и требование иметь семью: для квестуры - 30 лет, для претуры - 40 лет, для консулата - 42 года. Два консула стояли во главе всех ординарных магистратур. Поскольку их полномочия были обширны, да и им часто приходилось отлучаться из Рима, поэтому понадобились заместители. Сначала появился только один - претор. Он вел судебные разбирательства, касающиеся граждан. Затем появился второй претор, который вел судебные разбирательства, связанные с иностранцами. Позднее число преторов выросло до 16.

Влиятельным положением пользовались цензоры. Они также составляли коллегию из 2-х человек и избирались на 5 лет. Главным содержанием их деятельности было производство ценза, т.е. составление списков населения, распределения граждан по трибам, классам и центуриям, зачисление во всадники. Цензоры также осуществляли надзор за нравами. Цензоры принимали также участие в управлении финансами. Римляне учитывали доходную и расходную часть средств. Статьями расходов были: содержание войска, постройка кораблей, проведение дорог, сооружение зданий, расходы на религиозные нужды, снабжение города продовольствием. В республиканский период граждане не платили налогов, поэтому доходная часть пополнялась из следующих средств: налоги, взимаемые с провинциалов, иностранцев, вольноотпущенников; косвенные налоги (таможенные пошлины и пошлины за отпускаемых на волю рабов); доходы с государственных промыслов и земель. К государственным промыслам принадлежали рудники, соляные копи, рыбные ловли. Особую важность представляли государственные земли (ager publicus). После каждого завоевания римляне около трети завоеванной земли оставляли себе, затем лучшую часть либо отводили под колонии, или продавали в частную собственность. Невозделанные земли сдавались в аренду или подлежали свободному завладению (оккупации). Правда, к концу республики невозделанные земли совершенно исчезли.

Первоначальной должностью, с которой начиналась политическая карьера римлянина, была должность эдила. Их было четыре человека, и они выполняли следующие функции: наблюдали за порядком в городе и содержали пожарную милицию, заботились о снабжении города продовольствием, осуществляли надзор за торговлей на рынках, за соблюдением правильности мер и весов, заботились об устройстве общественных игр и зрелищ.

Следующей по значимости должностью была квестура. Квесторы заведовали государственным казначейством. Их число достигло в конце республики до 40 человек. Успешно исполнявшие эти магистратуры могли выставлять свои кандидатуры для избрания на высшие должности консулов и преторов.

Несмотря на то, что эти магистратуры были низшими в cursus honorum, тем не менее, их значение было весьма велико. Во-первых, от того, насколько качественно исполнялись эти должности, зависело состояние повседневной жизни римлян. Во-вторых, авторитет гражданина зависел от того, как он исполнял эти должности, а это было очень важно при избрании гражданина на следующие более высокие должности.

4. Запись Римского права. Законы XII таблиц

Начало республиканского периода ознаменовалось важным для развития римских правовых отношений составлением и изданием кодекса, известного под названием Законов XII таблиц. Причины издания этого кодекса обусловлены обострением противоречий между патрициями и плебеями. Патриции, используя обычное право, злоупотребляли против плебеев, поэтому последние потребовали ясных писаных законов. Плебеи и патриции были заинтересованы в том, чтобы с помощью четких и ясных законов отрегулировать процесс судопроизводства, а также вещное, личное, обязательственное, семейное и наследственное права. Римляне отправили посольство в Грецию, где познакомились с греческим правом времени Перикла, а также с кодификацией права, осуществлённой ещё во время Солона. Важнейшим заимствованием у эллинов, использованным и адаптированным римлянами, была процедура гсбцЮ рбсбньмщн, т.е. защита от противозакония. Согласно этой процедуре, афинский гражданин имел право внести новый законопроект, отменяющий прежний закон, но создаваемая по этому поводу комиссия изучала возможные последствия принятия нового закона. Если новый законопроект мог иметь отрицательные последствия для государства, то гражданин, выдвинувший его, подвергался наказанию.

Эта мера была принята римлянами как важное средство защиты правовых отношений в обществе и укрепления авторитета законов (dura lex, sed lex).

Вернувшиеся из Афин члены римского сената избрали комиссию децемвиров. Это произошло в 452 г. И децемвиры на год получили всю полноту власти. Сначала в состав комиссии входили только патриции, и они составили законы, неудовлетворявшие плебеев. Следующая комиссия в 451 г. состояла из 5-ти патрициев и столько же плебеев. Подготовленные XII таблиц законов были выставлены на форуме для всеобщего обозрения.

Подлинные XII таблиц погибли во время галльского нашествия, но они дошли до нас в записях последующих писателей. В Риме эти законы были особенно хорошо известны, поскольку еще и во времена Цицерона в юридических школах их заучивали наизусть. Систематизировал и прокомментировал законы XII таблиц юрист II в от Р.Х. Гай в шести книгах. Он следовал порядку таблиц и каждую книгу своего комментария посвящал 2-м таблицам подлинного законодательства. На основании содержания сохранившихся отрывков Гая ученые установили, что на I-II таблицах были записаны положения о гражданском процессе; на III - статьи, касающиеся несостоятельных должников; на IV - положения об отцовской власти; на V-VI - положения об опеке, наследовании и собственности; на VII-VIII - обязательственные отношения; на IX-X - уголовное право; на XI-XII - жреческое право.

Тит Ливий говорил о Законах XII таблиц как об источниках всякого права, публичного и частного. Законы гарантировали право частной собственности. Они установили политическую победу для плебеев и создали основы для дальнейшего правления основанного на законах. О содержании законов XII таблиц см. Цицерон (О государстве II Зв. 61; 37.62); Диониссий Галикарнасский (X. 54-59); Тит Ливий (III. 32-36); Страбон (XIV.I.25); Диоген Лаэртский (IX. 2). Сведения о законах XII таблиц сохранились в сочинениях римских антикваров (I в. до Р.Х.): Марк Терренций Варрон (о латинском языке); Веррий Флакк (О значении слов); Макробий (Сатурналии). Многочисленные цитаты из законов XII таблиц встречаются в юридических сочинениях (см. Дагесты. I.II.3). Текст законов и legis actiones были опубликованы на рубеже III-II вв. до Р.Х. Сектстом Элием Петом в его работе Tripertita (Комментарий) в 3-х частях.

Текст Законов XII таблиц реконструирован на основе сохранившихся свидетельств в Новое время. Руководством при распределении материала по таблицам послужил комментарий юриста II в. от Р.Х. Гая в 6 книгах. Современный перевод законов XII таблиц на русский язык осуществлен Кафановым Л.М. (см. Законы XII таблиц / Перев. Кофанова Л.М. М., 1996 г.)

5. Гражданское право в Риме (ius civile)

Гражданское право в Риме развивалось, во-первых, путем практического толкования Законов XII таблиц, во-вторых, путем дальнейшего совершенствования законодательства. Хранителями и толкователями права в это время в Риме были понтифики. Они и были первыми римскими юристами, но поскольку они были тесно связаны с жреческим правом, понтифики перенесли и на светское право строгий формализм, предусматривавший неукоснительное следование форме и букве закона.

Понтифики вели записи своих комментариев, которые и представляли собой первоначальную юридическую литературу. Но деятельность понтификов была закрыта для непосвященных. Однако дальнейшее развитие и усложнение римского общества и государства требовало отказа от жреческого влияния и секуляризации Римского права. Это произошло около 300 г. до Р.Х., когда плебей Гн. Флавий, сын вольноотпущенника, секретарь демократического реформатора Аппия Клавдия Цека, избранного в коллегию понтификов, похитил и опубликовал практическую часть записей понтификов. Это уничтожило юридическую монополию жрецов, способствовало светскому изучению юриспруденции. Обстоятельный анализ традиции о нарушении секрета понтификов писцом Гнем Флавием, секретарем Аппия Клавдия Цека, цензора 312 г. приводит Д.В. Дождев. См. его книгу Римское частное право. М., 1996. С. 18-22.

Наряду с развитием гражданского права путем интерпретации имела место и прямая законодательная деятельность народа. Как уже отмечалось, законодательным органом, согласно римскому конституционному строю, было народное собрание (центуриатные и трибутные комиции). Постановление народных собраний, а позже и результаты плебисцитов приобретали силу законов (leges). Вносил законопроект магистрат, имеющий право законодательной инициативы. Законопроект должен был быть выставлен на форуме для всеобщего обозрения на 24 дня до предполагаемого собрания, где этот закон должны были принимать, копия этого закона сдавалась в эрарий. Это делалось для того, чтобы в выставленный на форуме текст законопроекта не вносились исправления. Законопроекты принимались или отвергались без всяких поправок, но внесший его, мог взять его обратно, убедившись, что он не будет принят. Постановление сената и магистратов в это время не имели силы законов.

6. Преторское право в Риме (ius honorarium)

Усложнявшаяся жизнь республиканского периода сталкивалась с тем, что возникали такие отношения, для которых в гражданском праве не было соответствующих норм. Ждать же пока будет принят соответствующий закон слишком долго и не результативно. В этих случаях частное лицо, встречающее соответствующие затруднения, обращалось за помощью к высшему магистрату (консулу или претору). Магистрат производил расследование и, если находил просьбу или жалобу просителя заслуживающей внимания, удовлетворял ее с помощью административных средств своей власти. Так появились консульские или преторские приказы, которые получили название интердиктов (interdicta) и возникло консульское и преторское вмешательство в область гражданских отношений. В процессе преторской деятельности вырабатывались однообразные решения в отношении повторяющихся одинаковых жалоб. Эти установившиеся решения преторы стали заранее объявлять в своих эдиктах. Преторы издавали эдикты, т.е. постановления, касавшиеся вопросов их компетенции и обязательные для исполнения на время пребывания их в должности. В этих эдиктах отражалась административно-судебная практика преторов. Каждый новый претор, составляя свой эдикт, принимал во внимание эдикты предшественников, не отвергая их, и таким образом накапливались со временем преторские нормы. Вся совокупность этих норм, выработанных практикой преторов, получила название права магистратов (ius honorarium).

Первоначально право магистратов имело целью лишь помочь гражданскому законодательству, однако со временем право магистратов вступило в противоречие с действующим законом и, если право магистратов по каким-либо конкретным вопросам оказывалось более предпочтительным, то постепенно закон терял свою силу и возникала необходимость в новом законодательстве.

7. Право народов в Риме (ius gentium)

Гражданское право и право магистратов касалось, прежде всего, граждан. Между тем по мере того, как Рим становился центром всемирной торговли, туда стекались массы чужеземцев, перегринов. Возникали разнообразные деловые отношения и необходимость нормировать их. Поэтому римляне создали специальную магистратуру (praetor peregrinus). Он также издавал эдикты, служившие основой особого гражданского правопорядка, действовавшего для регулирования отношений римлян с негражданами и между гражданами. Эти нормы учитывали международный опыт, что и служило основой для создания общенародного права. Римляне назвали его правом народов (ius gentium). По мере того, как права римских граждан распространялись на народы всей Италии, а в первые века империи все жители ее были наделены правами гражданства, это привело к тому, что право народов окончательно вытеснило право магистратов. В праве народов юристы выделяли общие для всех народов нормы. Так возникло представление о естественном праве (ius naturale). Кроме этого, римские юристы стали рассматривать в качестве одного из источников права - справедливость (aequitas). Это понятие включало равенство всех перед законом, а также все важнейшие принципы нравственности и социальной политики, которые должны обязательно находить отражение при составлении законов.

8. Функции претора и юристов в Риме

а) претор

Должность претора была установлена в Риме в 367 г. законами Лициния и Секстия. Избранный на год народным собранием претор осуществлял юрисдикцию (iurisdictio), т.е. ведение гражданского процесса. Необходимо подчеркнуть, что претор не выступал в качестве судьи, другими словами он не разрешал юридического спора между сторонами, но наблюдал, чтобы тяжущиеся стороны следовали точной процедуре, точно формулировали сущность спора и представали перед судом.

Хотя претор не был законодателем, но он стал одним из основных творцов нового права. Причина этого заключалась в следующем. Вследствие своей власти (imperium) претор имел право обнародовать эдикты, имеющие отношение к его должности (ius edicendi). В этих эдиктах он публиковал не только принципы, которым должны следовать тяжущиеся стороны, т.е. составляющие правовую процедуру, но также правовые средства, такие как иски и приказы (actiones et interdicta), которые восполняли гражданское право (ius civile). В случае, когда гражданскому праву не доставало средств для его реализации, претор мог ввести новую правовую меру с помощью своего эдикта. Эти новые меры не только расширяли старое право, но привносили в него гибкость, добрую совесть (bona fides) и справедливость, так как претор заимствовал эти меры, прежде всего из права народов.

Когда претор вступал в должность, он публиковал свой эдикт на белой доске (album praetorium) для публичных объявлений, выставленной на римском форуме (forum Romanum), где претор имел свое кресло в дни, когда проходил судебный процесс (dies fasti). Эдикт претора оставался в силе только в течение года пребывания его в должности и был известен как ежегодный или постоянный эдикт (edictum annum или perpetuum), т.е. преторский эдикт, содержащий программу его деятельности в течение его служебного срока. В течение года могла возникнуть необходимость для издания промежуточного эдикта (edictum repentinum).

Следующий претор обычно использовал эдикт своего предшественника и лишь вносил в него необходимые изменения и дополнения. Определенное неизменное содержание эдикта, которое сохранялось из года в год, называлось edictum tralaticium.

В 67 г. до Р.Х. по закону Корнелия (lex Cornelia) было запрещено претору отклоняться от своего постоянного эдикта, который становился, таким образом, синонимом edictum tralaticium. В 130 г. от Р.Х. преторское творчество было завершено введением Edictum Perpetuum. Таким образом, возникло право магистратов (ius honorarium) отличное от гражданского права (ius civile). Поскольку претор был главным творцом этого права, то оно также получило название ius praetorium. Это право, как уже говорилось, заимствовало многие качества из права народов, тем не менее, ius honorarium не являлось синонимом ius gentium.

б) юристы

первоначально правовые знания были в руках понтификов, так как право (ius) не отличалось от обычая (fas). Хотя кодекс XII таблиц и возникновение должности преторов вторглись в их монополию, но не разрушили ее. Но в нач. III в. до Р.Х. появились юристы, которые не были понтификами. Как уже отмечалось, первый шаг был сделан Гн. Флавием, который опубликовал формулы древней процедуры, также как и календарь dies fasti et dies nefasti. Это получило название ius Flavianum (Pomp.1.2.2.7).

Второе важное событие произошло в 252 г. до Р.Х., когда понтифик Тиберий Корунканий в первый раз дал правовой совет и публичные юридические наставления. Фактически это было в то же время и первым обучением праву.

Наконец, следует упомянуть и о сочинении Секста Элия Пэта "Commentarii tripertita", которое было первым юридическим произведением, адресованным широкой публике, содержащим основы права, истолкование процессуальных формул, комментарий к Законам XII таблиц и сборник судебных формул. Это получило название ius Aelianum, как бы дополнявшее ius Flavianum.

Квинт Муций Сцевола (консул 95 г. до Р. Х) составил систематическое изложение гражданского права в 18 книгах. Он имел также многих учеников. Друг Цицерона, Сервий Сульпиций Руф, написал около 180 книг по праву и также имел множество учеников. Таким образом, постепенно возник отряд юристов. Они стали давать бесплатные советы, ибо эта их деятельность способствовала росту их престижа и авторитета. Они были, как правило, выходцы из патрицианских сенаторских фамилий. Рост влияния юристов был обусловлен усложнявшейся правовой практикой.

Функции юристов можно охарактеризовать следующими латинскими глаголами: respondere, docere. cavere, agere, interpretare и scribere.

Respondere - наиболее важная функция юристов: давать юридический совет своему клиенту. Последний мог быть частным лицом, претором или судьей (iudex privatus). Судьи в эпоху республики были частными гражданами. Эта деятельность юристов стала специфической и получила название responsa prudentium (ответы юристов).

Docere - указывает на обучение праву. Так как ответы давались публично и бесплатно, будущие юристы могли свободно прийти послушать и поучиться.

Cavere - обозначает защиту интересов клиента. Юристы советовали своим клиентам, как соблюдать формальности и не допускать небрежности в правовых делах, как составлять правовые документы, как организовывать судебные процессы.

Interpretare - обозначает интерпретацию и использование существующих правовых норм и принципов. Юристы применяли общие правила к индивидуальному случаю. Но важным аспектом этой деятельности было то, что юристы распространяли Римское право посредством интерпретации и применения его существующих норм и положений. Таким образом, нормы Римского права получали новую область применения, и возникало новое право.

Наконец, scribere - обозначает составлять, писать произведения на тему о праве. Юристы начали писать и это свидетельствовало о том, что право стало систематизированным и возникла юридическая наука, которая и до настоящего времени остается основой юриспруденции. Фрагменты сочинений республиканских юристов собраны в следующих изданиях:

Huschke E. Iurisprudentiae anteiustinianae reliquiae. Vol. 1. Ed. Seckel E., Kuebler B., Lipsiae, 1908; Bremer F.P. Iurisprudentiae antehadrianae quae supersunt. Vol. 1. Lipsiae, 1896.

Законодательные акты эпохи Республики собраны в следующих изданиях:

Bruns C.G. Fontes iuris Romani antique. Vol. 1. Ed. Gradenwitz O. Tuebingen, 1909.

Girard P.F. Textes de droit romain. Ed. Senn F. Paris, 1937. Ed. Ginffrй V. Les lois des Romains. Napoli, 1977.

Fontes iuris Romani anteiustiniani (Riccobono S., Baviera G., Ferrini С., Furlani G., Arangio-Ruiz V.) Vol.I. Leges. Florentiae, 1941; Ed. Riccobono S. Florentiae, 1968. Юридическая наука, развитая юристами, достигла своего апогея в течение первых двух с половиной веков от Р.Х. Это был классический период Римского права, более или менее совпадающий с периодом Принципата.

9. Гражданский процесс. Переход к формулярному процессу

В области гражданского процесса в течение всего первого периода республики действовала система legis actio. Она становилась все более затруднительной особенно для несостоятельных граждан. Вместе с тем гражданские отношения усложнялись, особенно в связи с законом Петелия в 326 г. до Р.Х., когда была запрещена продажа должников в рабство. Деловая жизнь все чаще выдвигала новые формы отношений, которые не укладывались в старую систему гражданского и уголовного процесса, основывающуюся на законах XII таблиц. Частные изменения, вносимые в эту систему, не давали желаемого результата, крайний формализм системы исковых заявлений на основании закона оставался не преодоленным. Поэтому, начиная с середины II в. до Р.Х. в Римском праве утверждается формулярный процесс. Общий смысл этого изменения заключался в том, что предмет спора теперь не должны были формулировать стороны процесса (истец и ответчик); эта обязанность возлагалась на претора.

Содержание формулярного процесса

Сущность формулярного процесса заключалась в том, что спор между сторонами был выражен в виде формулы, т.е. документа, в котором были сформулированы и иск (actio) истца и защита или возражение (exceptio) ответчика, т.е. было зафиксировано содержание спора. Как и в случае легисакционного процесса формулярный процесс состоял из двух этапов. На первом этапе (in iure) истец по прежнему приводил ответчика посредством вызова на суд (in ius vocatio) к претору. Как только стороны оказывались перед претором, истец сообщал содержание своего дела (editio actionis) и просил о подходящем иске (postulatio actionis), который должен быть предъявлен ответчику. Претор мог предоставить иск или отказать в просьбе (denegare actionem). Если претор направлял иск ответчику, последний мог либо признать требование истца справедливым (confessus pro iudicatio habetur), либо отказаться участвовать в судопроизводстве (indefensus) или защищаться против предъявленного ему иска. В последнем случае стороны формулировали их спор под наблюдением и с помощью претора. Как только стороны и претор достигали согласия (litis contestatio), последний специальным декретом одобрял соответствующую формулу и этим определял рамки спора (iudicium dare). Далее составлялся соответствующий документ, его подписывали свидетели (testationes), истец передавал его ответчику (iudicium edere), ответчик официально его принимал (iudicium accipere). С этого времени формула не должна быть изменена и не могла использоваться дважды по одному и тому же делу (ne bis in idem).

На этапе apud iudicium стороны являлись с формулой к судье, который был частным лицом (iudex privatus), избранным ими самими. Истец и ответчик представляли свое дело сами или пользовались услугами ораторов. Доказательство было направлено на то, чтобы подтвердить требования сторон. Однако было несколько правил относительно доказательства. После заключительных речей, произнесенных ораторами, судья консультировался (consilium) с юристами и выносил свое решение. Приговор всегда касался уплаты денежной суммы. Возможности апелляции не существовало, так как стороны выбирали судью сами, а иерархии судебных инстанций не было.

Если приговор был вынесен в пользу истца и ответчик не мог или не желал согласиться с приговором, истец через 30 дней мог снова привести должника к претору. Если должник хотел защищаться против этого иска, он должен представить дополнительное доказательство в свое оправдание. Если решение судьи было опять в пользу истца, ответчик приговаривался к уплате двойной суммы первоначального долга.

При нормальном ходе судебного процесса в случае, если осужденный не оспаривал приговора, исполнение его осуществлялось обычным порядком. Первая возможность заключалась в том, что претор своим декретом разрешал истцу насильно увести ответчика, который должен был отрабатывать у него свой долг. Если должник имел имущество, то была предусмотрена другая возможность, согласно которой претор разрешал истцу вступать во владение имуществом должника (missio in possessionem). Имущество продавалось с публичных торгов (vinditio bonorum) и истец и другие кредиторы, если они были, получали возмещение из вырученного дохода.

Итак, важнейшей чертой нового процесса судопроизводства была формула, в которой кратко описана суть спора и изложены содержание обвинений истца и возражение ответчика. Каждая формула делилась на несколько частей, некоторые из которых составляли ее неотъемлемую часть, в то время как другие использовались при определенных обстоятельствах.

В первой части каждой формулы приводилось наименование судьи (nominatio iudicis). Стороны избирали судью из списка избранных судей (album iudicium selectorum), но судья получал свое назначение и инструкции от претора.

Вторая часть, без которой формула являлась недействительной (sine qua non), называлась intentio, т.е. требовательная часть процессуальной формулы, в которой в форме условия приводилось основание и предмет иска. Требовательная часть формулы раскрывала вид иска. В иске, касавшемся вещи (actio in rem), упоминалось только имя истца, так как вещное право могло быть направлено против всякого, кто посягал на него. В иске, касавшемся лица (actio in personam) упоминались обе стороны, потому что личное право предусматривало конкретное лицо, против которого оно направлено.

Требовательная часть формулы начиналась гипотетически (si paret…, т.е., если обнаруживается…). Это обозначало, что защита от простого непризнания иска ответчиком была автоматически включена в содержание формулы.

Intentio не заканчивалась приговором, но завершалась следующим пунктом, который назывался condemnatio. Этот пункт предусматривал предоставление полномочий судье осудить ответчика в пользу истца или оправдать его, основываясь на своем решении. Приговор судьи (condemnatio) всегда касался денег (pecuniaria), т.е. инструкция судье предусматривала освободить ответчика или присудить к уплате определенной суммы.

В инструкции судье претор мог указать конкретную сумму (certa) или сумма могла быть неуказана (incerta). В этом случае судья должен установить сумму по своему решению. Важно отметить, что в формулярном процессе судья не мог принять решение, не предусмотренное формулой, например, возвратить вещь. Поэтому в формуле появлялась оговорка, т. н. clausula arbitria, на основе которой ответчик получал право возврата вещи.

Обычно в формуле требовательная часть (intentio) следовала за первой частью (nominatio iudicis), но могли иметь место случаи, когда intentio предшествовал другой пункт demonstratio. Intentio основывалась на фактах, но эти факты чаще не упоминались. Поэтому сообщение их осуществлялось посредством demonstratio, т.е. объяснения, описывающего факты, на основании которых возникло требование истца. Demonstratio обычно обнаруживается в формулах, касавшихся личных исков, в которых не указывалась конкретная сумма (incertum). Все личные иски были основаны на доброй совести (bona fides) и не предусматривали указания на конкретную сумму, поэтому в такой формуле имел место раздел demonstratio.

При рассмотрении долевых исков процессуальная формула предусматривала также пункт adiudicatio, т.е. раздел посредством которого судья имел право самостоятельно регламентировать спорные правоотношения сторон, в частности присудить одной стороне неделимую вещь, а другой денежную компенсацию. В этих случаях при составлении формулы adiudicatio заменяла condemnatio.

Другим важным пунктом в некоторых формулах была exceptio, т.е. оговорка. Эта экстраординарная, относительно самостоятельная оговорка в виде отрицательного условия (si non…), помещалась в процессуальной формуле кондемнацией (condemnatio) и ставила приговор, выносимый ответчику, в зависимость от правдивости сделанного им заявления. С помощью этой оговорки ответчик отрицал наличие права истца вообще или, по крайней мере, свою обязанность исполнить приговор в настоящее время.

Хотя некоторые оговорки (exceptiones) происходили из гражданского права, наиболее важные из них были введены претором в процессуальную формулу с целью сделать строгое гражданское право более объективным и справедливым. При эксцепции ответчик брал на себя роль истца. Из всех видов эксцепции наиболее важными были: exceptio doli, т.е. защита от мошенничества (dolus), совершенного истцом перед процессом, особенно при заключении сделки; exceptio metus causa, т.е. оговорка, содержащая утверждение ответчика, что к обязательству (все еще не исполненному) его принудил обоснованный страх; exceptio pacti conventi, т.е. оговорка, с помощью которой ответчик утверждал, что истец неформально заключал акт (прощал или отсрочивал долг).

Эти эксцепции следовало точно вписывать в формулы исков строгого гражданского права (actiones stricti iuris civilis), но не было необходимости их фиксировать в формулах исков bonae fidei, так как вопрос о соглашении требований другой стороны решался на основе доброй совести.

Следующие пункты, которые необходимо упомянуть, были: ответ истца на эксцепцию ответчика (replicatio); возражение ответчика на репликацию истца (duplicatio) и новый ответ истца на duplicatio ответчика (triplicatio).

Другой пункт, который мог быть включен в формулу - это praescriptio, т.е. отрицательное условие.

Praescriptio обычно помещалось перед интенцией и могло ограничивать в пользу истца (praescriptio pro actore) предмет спора; praescriptio в пользу ответчика - если это условие окажется правдивым - уничтожает литисконтестацию (litis contestatio), т.е. установление спора. Praescriptio вставлялась в формулу с тем, чтобы ограничить иск и защитить права ответчика от возможности нарушения принципа ne bis in idem (не должно быть двух взысканий за одну провинность).

Итак, формулярный процесс предусматривал, что претензии истца могли касаться вещи и личности; права собственности или права пользования чужой вещью; спор мог идти об обязательстве между истцами и ответчиком; наконец, претензии истца могли касаться определенной денежной суммы или наоборот случаи были такие, когда точную денежную сумму истец в своем требовании не мог заранее оговорить. Все эти случаи судья должен был принимать во внимание и с учетом этого разбирать дело.

Различными могли быть и поручения судье. Кроме указанных составных частей формулы, как видно, могли принимать во внимание и некоторые особые дополнения. Составленная таким образом формула являлась инструкцией для судьи, который должен был разбирать дело по существу (in iudicio), а также представляла собой те рамки, которыми определялась дальнейшая процессуальная деятельность и судьи и сторон. С введением формулярного процесса формализм не исчез окончательно. Хотя стороны теперь были свободны делать всякие заявления перед претором (in iure), но для судьи (in iudicio) решающее значение имело то, что было написано в полученной им формуле. Поэтому ошибки в формуле, допущенные претором или самими сторонами, могли иметь самые решающие последствия.

Введение формулярного процесса способствовало усилению преторского влияния в области гражданского права. Отказав истцу в составлении формулы, претор мог остановить дальнейшее течение процесса. Это делало претора прямым контролером и распорядителем гражданских исков. Но кроме отрицательного влияния претора на гражданское судопроизводство, формулярный процесс открыл дорогу и для более интенсивного позитивного влияния претора. Теперь он мог более эффективно распорядиться своим правом административной власти. Претор мог составлять формулы и давать поручения судье также и по тем претензиям истца, для которых в гражданском праве, на первый взгляд, не было никаких оснований. Таким образом, рядом с исками, основанными на гражданском праве, появляются преторские иски. В основе гражданского иска лежало всегда гражданское право истца. Материальным основанием всех преторских исков являлось не какое-либо особое право истца, а известное фактическое положение дела, совокупность известных фактических обстоятельств, которые делают справедливым, чтобы ответчик удовлетворил претензии истца.

10. Уголовное право, уголовный процесс и уголовный суд

В течение первого периода Республики производство у магистрата приобретало характер предварительного следствия. Здесь также установилось деление судопроизводства на две стадии. Но судопроизводство перед претором по уголовным делам отличалось от судопроизводства по делам гражданским. В уголовном процессе магистрат проверял обвинение и выносил приговор по уголовным делам. Если приговор был оправдательным, то дело решалось окончательно. Если же приговор претора был обвинительным, то дело передавалось на рассмотрение народного собрания, и оно имело право либо подтвердить приговор претора, либо оправдать обвиняемого.

Во второй период республики суд народного собрания начал терять свое значение. Суд народного собрания имел свои неудобства, так как эмоции и настроение граждан мешали объективности судебного разбирательства. Поэтому стали возникать независимые комиссии. Первой во времени (149 г. до Р. Х) была создана судебная комиссия о взятках и вымогательствах должностных лиц, затем появилась комиссия о разбое с убийством, комиссия об отравлениях, комиссия о похищении казенного имущества. Каждая комиссия, насчитывавшая 100-200 и более судей, работала под руководством преторов. Однако ни претор, ни члены судебной комиссии не имели права выступать c обвинениями. Это имели право делать лишь частные обвинители. На них лежала обязанность собирать доказательства, выискивать свидетелей, выносить обвинения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты