Рефераты

Римское право

ледующий элемент предусматривает, что оскорбление является намеренным animus iniuriandi, т.е. преднамеренное стремление причинить лицу телесный или нравственный ущерб.

Наконец, оскорбление должно быть противозаконным в том смысле, что защита не была признана.

Примеры iniuria были следующими: создание препятствий кому-либо ловить рыбу в море; создание помех кому-либо использовать общественное место для мытья или стирки белья или для занятия места в театре; угроза кому-либо; направленное сообщение о том, что кто-либо обязан уплатить вам долг; причинение неудобства вследствие дыма (курение); выбрасывание мусора на ваше соседнее хозяйство; словесное оскорбление и оскорбление действием; клевета, нарушение владения; попытка порабощения без предъявления права; публичное оскорбление другого лица; посягательство на целомудрие; любая форма оскорбления, которую может придумать человеческая изобретательность.

Квазиделикты

Квазиделикт есть противоправный акт, который создает обязательство между жертвой обиды и правонарушителем.

Юстиниан упоминает следующие квазиделикты:

Index qui litem suam fecit

Судья, который принимает неправильное решение умышленно или небрежно мог быть обвинен пострадавшей стороной на основании преторского иска об убытках.

Res deiectae vel effusae.

Владелец здания, из которого вещи выброшены или был высыпан мусор на общественную дорогу, мог быть обвинен прохожим, который мог от этого либо пострадать лично, либо понести убыток из-за порчи собственности, мог предъявить обвинение в соответствии с преторским иском о двойном возмещении убытков.

Вещи, подвешенные или поставленные (res suspensae vel positae)

Владелец помещения отвечал, если что-либо вывешено или поставлено таким образом, что могло быть опасным для прохожего. В качестве наказания был предусмотрен штраф в размере 10000 сестерциев.

Иск против владельца корабля, или трактирщика или содержателя постоялого двора (actio adversus exercitores navis aut cauponae aut stabuli)

Хозяин корабля, трактирщик или содержатель был ответственен за кражу, ущерб собственности их клиентов, совершенный их работниками. Преторский иск устанавливал штраф в двойном размере за убытки и ущерб.

Преторские деликты

Хотя претор часто вмешивался и давал иски в связи с furtum, rapina, damnum, inuiria datum и inuiria, эти деликты считались деликтами ius civile, так как они возникали на основе гражданского права, и преторское вмешательство было только нацелено на увеличение и (или) усовершенствование возмещения.

Однако претор шел далее и вводил новые, оригинальные иски в том, что касается некоторых проступков, в отношении которых гражданское право не предусматривало никаких мер. Случаи судебной практики, для которых такие иски были введены, соответственно были названы преторскими деликтами. Были многочисленные преторские деликты, но наиболее важными среди них были metus (вымогательство) и dolus (злой умысел).

Вымогательство (metus)

Metus (высогательство) состояло в использовании силы или угрозы силы, в результате которой возникала опасность лицу, собственности или семье. В древнем гражданском праве не принято было, чтобы лицо, вынужденное в результате вымогательства, вступало в правовые отношения, т.е. регулировании спора было вполне уместно. На раннем этапе претор вмешивался, обеспечивая exceptio nectus causa, если ответчик был вынужден заключать контракт, вытекающий из гражданского права под действием вымогательства.

Когда сделка была заключена, и лицо потерпело убытки, претор осуществлял restitutio in integrum, т.е. восстановление первоначального состояния, полезного для жертвы вымогательства.

Это средство было заменено actio quod metus causa, т.е. иск против вымогательства любого рода и против любого обогатившегося этим противозаконным путем. Это смешанный иск (actio mixta) и в первоначальном смысле он преследовал как metus - принуждение, так и vis - насилие, грабеж. Этот иск был введен в практику Октавием ок.80 до н.э. Таким образом, metus стало деликтом.

Actio metus causa применялся в тех случаях, когда кто-либо нес финансовые убытки в результате вымогательства, и виновник этого наказывался штрафом в четырехкратном размере. Иск должен быть установлен в течение года. Иск содержал clausula arbitrario, т.е. оговорку, призывающую ответчика in rem к натуральному исполнению тем, что при неисполнении этого требования он будет присужден к уплате суммы, назначенной по усмотрению судьи: обычно это уплата стоимости вещи в четырехкратном размере.

Actio quod metus causa устанавливала сторона, которая в результате вымогательства вступила в правовую сделку, в результате которой понесла финансовые убытки.

Этот иск устанавливался против лица, которое оказало давление на истца, также как против всякого третьего лица, которое получило выгоду от сделки, даже если это лицо было bona fides.

Злой умысел (dolus)

Dolus (тайный, злой умысел), воля, намерение совершить противоправное деяние. Выделяется несколько видов dolus.

Всякое деяние, противоречащее гражданской порядочности и честности (bona fides). В спорах этого рода судья должен был непосредственно обращать внимание на возможный dolus. Так dolus и при заключении договора создавал прямую обязанность возмещений вреда.

Всякое коварное действие с целью обмануть другого или повредить ему, особенно при заключении какого-либо обязательства. По определению Лабеона, хитрость, обман, уловка используются для того, чтобы обойти, обмануть "уловить" другого. К этому см. Дигесты. Кн. 4. Тит. III, 2. § 2.

«Злой умысел Сервий определяет так: это есть некоторая хитрость для введения другого в обман, когда притворная видимость - одно, а делается другое. Лабеон же говорит, что можно и без притворства действовать таким образом, что кого-нибудь обходят (обманывают), можно и без злого умысла делать одно и создавать притворную видимость другого: так действую же, кто путем такого притворства удерживают и охраняют или сове, или чужое; поэтому сам (Лабеон) так определяет злой умысел: это есть лукавство, обман, хитрость, совершенные для того, чтобы обойти, обмануть другого». (Об этом говорит Ульпиан в II кн. «Комментариев к эдикту»).

Помимо обмана, под dolus понималась и недобросовестность. Эдикт в защиту стороны, потерпевшей ущерб от обмана, был издан претором в I в. до Р. Х.; соответствующий иск предоставлялся в течение года. Удовлетворение иска влекло за собой либо возмещение ущерба, либо восстановления первоначального положения. Помимо того, ученый подвергался бесчестию.

Умышленная провинность при вещном или обязательственном исполнении в отличие от неумышленной провинности.

Сознательное умышленное совершение преступного деяния, высшая степень виновности, предлагающая знание всех аспектов преступного деяния и его неблагоприятных последствий для пострадавшего.

В конце республиканского периода praetor устанавливал exceptio doli, где ответчик был приведен к заключению контракта на основе ius civile. Если сделка была осуществлена и убытки уде были обнаружены, претор предоставляет actio doli и таким бразом dolus становится деликтом. Actio doli применялся всякий раз, когда кто-нибудь терпел убытки в результате обмана и таким образом возмещались фактические убытки пострадавшего.

Это значит, что actio doli был actio rei persecutoriae, т.е. иск, дающийся тому, кто потерпел ущерб из-за невыполнения договора или из-за деликта (как в данном случае) и направлен на выдачу вещи или на денежную компенсацию. Иск должен быть установлен в течение года и должен содержать clausula arbitraria. Более того, actio doli мог быть использован, только если никакой другой иск не был применен и таким образом редко использовался как дополнительный иск.

Actio doli могла установить сторона, которая в результате обмана вступала в правовую сделку и в соответствие с этой сделкой несла убытки. Actio doli мог быть установлен против фактического мошенника. Condemnatio (обвинительный приговор) влек за собой infamia (умаление чести).

Ноксальные иски (Actioes noxales от noxa - вред) - это иски из деликтов и квазиделиктов подвластных, которые потерпевший предъявляет обладателю власти. Paterfamilias был ответственен за деликты, совершенные лицами alieni iuris, находящимися под его властью; собственник, если раб был ответственным за деликты, совершенные его рабом и при определенных обстоятельствах владелец животного мог быть ответственным за ущерб, причиненный его животным.

Пострадавшая сторона могла устанавливать иск, который возникал из деликта, совершенного членом семьи или рабом, против paterfamilias или собственника, в форме actio noxales, например, actio furti noxales устанавливался, если его раб совершил кражу.

Noxa caput sequitur предусматривает индивидуальную ответственность и поэтому actio noxales должен быть установлен против лица, которое было отцом или собственником правонарушителя во время litis constestatio, т.е. установления спора, даже если другое лицо было отцом или собственником правонарушителя во время деликта. Если раб был освобожденным или лицо alieni iuris было эмансипировано перед litis constestatio, они сами были ответственными за совершенное правонарушение.

Когда actio noxales был установлен, отец или собственник имел две альтернативы: во-первых, он мог передать нарушителя, потерпевшей стороне (noxae deditio). Это был след прежнего примитивного периода самопомощи, когда правонарушитель передавался в порядке мщения. Однако noxae dedictio был сохранен в позднем праве, чтобы ограничить обязательство рабовладельцев ценностью раба; выдача потерпевшему членов семьи исчезла относительно рано.

Вторая альтернатива, открытая для отца семейства или собственника, заключалась в том, чтобы поддержать иск и в соответствии с судебным решением заплатить штраф и/или компенсировать ущерб.

Особым видом actio noxales был actio de panperie, иск, который при определенных обстоятельствах устанавливался против собственника животного. Когда четвероногое животное поступало вопреки своей природе и причиняло вред при обстоятельствах, когда собственник был виновным, пострадавшая сторона могла предъявить actio de pauperie за убытки против собственника. Собственник имел право выбора либо заплатить штраф за ущерб, понесенный пострадавшей стороной, либо отдать животное пострадавшей стороне. Ноксальная ответственность была основана на том факте, что ответчик был paterfamilias лица (alieni iuris), совершившего деликт, или собственником раба или животного.

Глава VII. Семейное право

1. Брак. Сущность брака

Дать определение браку очень трудно, так как этот институт претерпевал решительные изменения на протяжении многих веков. Известно определение Модестина в начале главы о браке в Дигестах: "Nuptiae sunt coniunctio maris et feminae et consortium omnis vitae divini et humani iuris communicatio", т.е. "брак есть общность всей жизни между мужчиной и женщиной, скрепленная божественным и человеческим правом" О браке см. Дигесты Юстиниана. Кн. 23. Тит. II, 1. См. также Тит. I-V. Кн. 50. Тит. XVI, 195. К этому см. Бартошек М. Римское право…С. 213 сл. (matrimonium); Дождев Д.В. Римское частное право. С. 279-302; Римское частное право./ Учебное пособие. Сост. д.и.н. С.К. Сизов, д.и.н. проф. В.М.Строгецкий. Ч. 1. Н.Новгород. 2000. С. 68сл. Это определение применимо к браку cum manu в раннеримский период и к раннехритсианскому браку в постклассический периоды, но это определение не приемлемо к браку в позднереспубликанский и классический периоды. Браки в это время были свободными союзами легко устанавливаемыми и также легко расторгаемыми.

Брак создавал семью (familia), которая была основой римского общества. Большинство браков следовало за помолвкой (sponsalia). Первоначально, браки устраивались отцами семейства (pater familias) посредством sponsio, т.е. формального вербального контракта, который усиливался иском. В позднем праве помолвка основывалась только на согласии отцов. Нарушение обещания более не являлось основанием для судебного преследования, но это приобретало определенные юридические последствия в постклассическом праве, т.е. уплату arra sponsalia (денежной суммы, предоставленной женихом невесте; при расторжении обручения одной из сторон без серьезных оснований жених теряет задаток, а невеста должна вернуть его в двойном или четверном размере). Обычно брак следовал вскоре за помолвкой.

Для заключения законного брака необходимо было уплачивать особые условия. По древнему и классическому праву полное юридическое значение имел брак только между лицами, имевшими conubium, т.е. особую способность к вступлению в брак (legetimum matrimonium). Сначала такой брак допускался только между патрициями, а потом вообще между свободными римскими гражданами. В период республики появляется брак общенародного права (matrimonium iuris gentium), заключаемый между свободными лицами, не имевшими ius conubium (т.е. non iustum matrimonium). Этот брак отличался от legetinum matrimonium тем, что он не производил римской отеческой власти над детьми и власти мужа над женой. В праве Юстиниана это различие в браках потеряло значение.

Брак по закону возможен был только при известных условиях. Препятствия к браку могли быть абсолютными (т.е. общими для всех лиц) и относительными (имеющими силу только для определенных двух лиц, вступающих в брак). Абсолютными препятствиями считались:

Рабство - рабы не были способны к законному браку; их брак назывался contubernium, т.е. сожительство. Contubernium предлагало совместное проживание подобное браку рабов или раба со свободным лицом; от такого сожительства дети считались liberi naturales, т.е. естественные дети, имевшие право наследования по закону и могли, в частности, приобрести статус законных детей. Бизким к contubernium по смысловому значению является понятие concubinatus, предлагающее внебрачное сожительство, часто предназначенное не для основания семьи, а для удовлетворения полового влечения (libidinis causa). Тем не менее, concubinatus стал широко распространенным после строгих законов Августа о браке. При этом женщина (concubina) не разделяла общественного положения сожителя, который наряду с конкубинатом мог состоять в браке (в то время как конкубинат жены представлял собой adulterium, т.е. прелюбодеяние, нарушение супружеской верности). Согласно раннему праву, конкубина могла быть наказана мужем или отцом. Постклассическое и юстинианово право устанавливало для конкубины смертную казнь.

Незрелый возраст (для вступления в законный брак мужчина должен иметь 14 лет, женщина 12 лет). Если стороны были personae alieni iuris (т.е. лица чужого права), согласие отцов было необходимым. Отец мог отказать в браке по вполне разумной причине, но, с другой стороны, гарантировалось получение согласия со стороны магистрата.

Неспособные к деторождению могли вступать в брак, но не кастраты; душевная болезнь была препятствием к браку; не мог вступать в брак взявший конкубину.

Траурный год не позволял вдове или вдовцу вступать в брак до истечения траурного года. В случае исчезновения мужа и не возвращения его в течение пяти лет жена обязана его ждать, и не имела права выходить замуж. Такое право она получала только после пятилетнего срока.

Не позволял вступать в брак обет безбрачия и духовный сан - прежде всего весталки (жрицы храма Весты), а затем монахини не могли вступать в брак. Весталкам разрешалось освободиться от обета только по истечении 40 летнего возраста.

Что касается относительных препятствий, то они были следующими:

Близкое, в частности кровное, родство служило препятствием к браку. Ближайшей дозволенной для заключения брака степенью родства было родство между детьми братьев и сестер; родство по усыновлению препятствовало браку усыновленного с усыновителем и со всеми приобретенными агнатами. Agnati - родственники, признанные отцом в качестве своих детей. Свойство affinitas не допускало брака в прямой линии - во всех степенях, а в боковой - между одним из супругов и братом или сестрой другого; духовное родство мешало браку между воспреемниками и восприятыми Воспреемники - участники обряда крещения, а крещенный - восприятый. от крещения; браки между родственниками были недействительными и дети их были spurii Spurii - внебрачные дети, связанные с матерью, а не с отцом. Если мать римлянка, spurii становятся римскими гражданами, причем сразу же personae sui iuris, т.е. лицо своего права. Среди внебрачных детей сравнительно лучше положение занимали liberi naturales., т.е. внебрачными. Само кровосмешение, т.е. половая связь между родственниками считалось безнравственным и противоестественным явлением (incestum).

Религия могла тоже быть препятствием для вступления в брак; в императорский период религиозные явления уже не принимались во внимание; запрещались браки только между христианами и евреями.

Препятствием для брака были правовые состояния сторон и государственная служба. Так, закон Юлия не признавал законным брак свободнорожденных с вольноотпущенниками и бесчестными (infamis). Только при Юстиниане в новеллах это ограничение было ликвидировано. Провинциальные чиновники не вправе были жениться на уроженке или жительнице той же провинции; солдатам, проходившим службу, было запрещено вступать в брак.

Опека также служила препятствием для брака. Так как опекуну было запрещено жениться на опекаемой, пока он не даст отчета по опеке и пока не истечет срок restitutio in integrum для бывшей под опекой (т.е. восстановление в первоначальном состоянии с помощью imperium магистрата).

Нарушение супружеской верности и похищение служили препятствием для заключения брака между лицами, участвовавшими в них.

Дальнейшие препятствия касались только женщин. Первоначально вдова в течение 10 месяцев после смерти супруга (tempus legendi) обязана была носить траурное платье, и не имела права выходить замуж. В IV в. от Р.Х. императорское законодательство расширило этот период до одного года (т. н. annus luctus). Более того, annus luctus приобрел юридическое значение, заключавшееся в том, чтобы предотвратить turbatio или confusia sanguinis, т.е. затруднения в определении отца ребенка, родившегося спустя несколько месяцев после прекращения первого брака. Таким образом, annus luctus был продлен применительно к случаям, когда брак был расторгнут посредством развода. Женщина, нарушившая annus luctus, признана infamis, т.е. пользующаяся дурной славой.

Вступление в брак завершается его заключением. Для этого необходимо было соглашение сторон вступить в брак, т.е. вступить в прочный моногамный союз с целью рождения детей (consensus facit nuptias). Постоянная воля супругов вести совместную супружескую жизнь (affectio maritalis) является основным компонентом законного брака, что отличает его от конкубината.

Affectio maritalis устанавливалась на основе одного из свадебных обрядов, заключавшегося во введении супруги в дом мужа (deductio in domum mariti) и была следствием заключения договора о браке и о приданом - аналог современного брачного контракта (instrumentum dotale).

2. Брак cum manu и sine manu

Заключение брака отличалось от conventio in manum, т.е. соглашения, которое издавна сопровождало переход супруги в семью супруга и под его власть или власть его отца. Римское первоначальное состояние брачных отношений заключалось в том, что каждый брак должен быть cum manu, но в течение республики получил развитие и брак sine manu и конечным результатом развития брачно-семейных отношений было полное исчезновение брака cum manu.

Manus - власть мужа или его отца над женой. Эта власть устанавливалась с помощью обряда confarreatio. Это религиозный свадебный обряд, связанный с принесением в жертву Юпитеру хлеба из полбы (panis farreus); этот обряд символизировал и создавал гражданский и религиозный союз вступающих в брак (communicatio divini et humani iuris); в этом обряде принимали участие 10 свидетелей и flamen Dialis (возможно также pontifex maximus). Manus устанавливался также с помощью coemptio, т.е. покупки, сопровождавшие свадебные обряды (coemptio matrimonii causa). Однако в этом случае между супругами не наступал communicatio sacrorum.

Coemptio использовалась для той или иной эманципации женщины, например, чтобы избавиться от существующей нежелательной опеки или от обременительных жертв путем брака со стариком (senex coemptionalis).

Одна из форм conventio in manum - это usus (т.е. пользование). Эта форма предполагает, что если мужчина живет с женщиной как супругой целый год, он в этом случае получает manus над ней и она переходит в его семью, но без communicatio sacrorum. Usus могло быть прервано с помощью trinoctium, т.е., когда в течение 3-х ночей подряд жена покидала мужа, чтобы прервать usus.

Впоследствии в конце республики coemptio и usus вышли из употребления, а conferratio сохранялся лишь в жреческих семействах, т.к только человек, рожденный от такого брака и состоящий в нем мог занимать одну из высших жреческих должностей.

Юридические последствия брака cum manu. Женщина при заключении такой формы брака переходила под власть мужа, и если он был сам под властью, то под власть его отца. Она становилась лицом чужого права (persona alieni iuris), т.е. подчинялась мужу или его отцу и ее имущество или собственность переходили к ее мужу или его отцу. И все, что она приобретала затем, ей не принадлежало, и своей собственности она в этом случае никогда не имела. Если она раньше до замужества была filia familias (дочь под властью своего отца), то после замужества она жила на положении дочери или лица чужого права в семье своего мужа.

Юридические последствия брака sine manu. Жена в этом случае не попадала под власть мужа или его отца. Она сохраняла свое имущество и собственность. Все, что она приобретала, принадлежало ей. Являясь до замужества дочерью своего отца (filia familias), она оставалась под властью своего отца и оставалась своей первоначальной familiae.

Итак, юридические последствия брака sine manu были незначительны. Партнеры по браку находились в отношении друг к другу как посторонние люди, но в позднем праве определенные юридические последствия имели место в связи с тем, что партнеры по браку вступали в брачные отношения друг с другом. Они не имели права предпринимать какие-либо действия бесчестящие друг друга; дарение между мужем и женой (donatio inter virum et uxorem) было запрещено; взятие женой на себя обязательств мужа (intercessio) было запрещено.

Совершение брака.

У римлян было в обычае делать перед браком сговор или обручение (sponsalia), т.е. заключать договор о будущем браке. Обязанность вступить в брак, основанная на этом договоре, не влекла за собой никакого иска и была делом совести. Сговор прекращался:

в случае смерти одного из вступивших в сговор;

при появлении препятствий к браку;

по взаимному согласию;

по заявлению одной из сторон - repudium Repidium - одностороннее расторжение помолвки или брака влекло за собой невыгодные материальные последствия для виновной стороны (в частности уплату приданого).. Это заявление об отказе должно было быть прямым, ясным и совершено в известной форме (посредством фразы condictione tua non utor).

Актом совершения брака у римлян был договор, существенной чертой которого было свободное согласие вступающих в брак. Определенной формы этот договор не имел. Началом брака считалось время исполнения обряда - deductio in domum mariti - ввод жены в дом мужа. Лица, не способные иметь юридическую волю, не могли вступать в брак. Дети, находящиеся во власти отца, должны иметь его согласие (а не матери, родственников, опекунов). Внук от сына должен иметь согласие деда и отца. Если отец страдает безумием, или не дает согласия без достаточных оснований, то его заменяет местная власть. В случае обмана, принуждения и т.д. при заключении брака, защитой для обиженной стороны служили не иски (как при других договоров), а свобода развода (поэтому брак, заключенный, например, под угрозой, считался недействительным).

Прекращение брака.

Брак может быть прекращен со смертью, порабощением или потерей гражданства одной из сторон; брак мог быть также прекращен в результате развода по воле каждого из супругов, т.к римляне строго держались правила - брак есть союз свободный и поэтому расторжимый. Для сообщения использовалось libellus repudii, т.е. письмо, которым супруг или жених сообщает партнеру по браку о расторжении брачного союза. В случае, когда брак был cum manu, manu (власть) над женой прекращалась в связи с разводом. Это делалось посредством contrarius actus, т.е. встречного акта, а именно расторжения брака с помощью противоположной формулы (diffarreatio или remancipatio).

Христианские императоры не одобряли немотивированные односторонние расторжения брака и наказывали штрафом сторону, которая расторгала брак таким образом, но тем не менее брак оставался расторжимым. Законными основаниями развода считались: нарушение супружеской верности, беспорядочное поведение, оскорбление, покушение на чью-либо жизнь.

Поэтому христианские императоры различали следующие виды разводов:

развод по общему согласию супругов (divortium consensu);

развод по законной причине, не имеющей характера проступка:

если один из супругов или оба поступают в монастырь;

если муж до истечения трех лет по заключении брака окажется импотентом;

если супруге не будет известно о взятии в плен в течение 5 лет.

Все эти разводы считаются divortia ex iusta causa (т.е. признанные основательными разводами). Все другие случаи развода влекут за собой имущественное наказание и штрафы как супруга, произвольно прекращающего брак, так и для супруга, подавшего своими проступками законный повод для развода. Такие разводы считались divortia sie ulla causa, т.е. безосновательными.

3. Личные и имущественные отношения между супругами Личные отношения между мужем и женой.

По этому вопросу в римском праве очень мало юридических положений, так как римские юристы и законодатели держались мнения, что личные отношения между супругами относятся к области нравственности, а не права. Поэтому жена обязана разделять общественное положение мужа и жить в его доме; против всякого, задерживающего жену против ее воли (даже против отца ее), муж имеет интердикт о выдаче ее interdictum de uxore exhibenda et ducenda Этот интердикт предписывает тому, кто удерживает супругу против ее воли привести ее в суд; если ответчик и после ее опознания не отдает ее истцу, т.е. мужу, претор приказывает сделать это. Этот интердикт совершенно аналогичен тому, который касается ребенка (interdictum de liberis exhibendis).; иски штрафные, влекущие за собой бесчестье, не

допускаются между супругами; муж обязан защищать свою жену от обид.

Он имеет право во всех процессах защищать ее; нарушение супружеской верности (adulterium) составляет предмет уголовного суда. Другие проступки дают законный повод к разводу и штрафу.

Имущественные отношения между супругами.

В древний период, когда господствовал брак cum manu, жена считалась как бы дочерью мужа, и потому она не могла иметь своего имущества. Впоследствии римское право отрицает принцип общности имущества между супругами, но и не проводит разделения между лицами чужими друг другу. Брак оказывает следующее влияние на имущественные отношения супругов. Для того чтобы облегчить мужу нести семейные издержки, жена при браке дает ему известное имущество, которое называется dos - приданое О приданом см. Дигесты. Кн. 23 Тит. III-IV. К этому см. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 294 сл.. Приданое может быть дано самой невестой, ее отцом или другими членами ее семьи, восходящими по отцовской линии. Приданое могло быть назначено и всяким посторонним человеком.

Оно должно было компенсировать расходы, связанные с совместной жизнью супругов (ad onera matrimonii sustinenda). Кроме того, приданое служило источником обеспечения жены после прекращения брака. Таким образом, следует, что, хотя приданое становится собственностью мужа, тем не менее, оно целиком или частично должно быть возвращено по окончании брака жене.

Приданое могло состоять из любой формы собственности материальной или нематериальной, движимой или недвижимой. Приданое могло быть установлено каким-либо правовым актом, который увеличивал состояние мужа, например, datio dotis, т.е. предоставление приданого действительной передачей или datis dictio, т.е. особой формой одностороннего вербального обязательства, при котором заявитель принимал на себя обязанность в пользу будущего мужа, говоря "dotis tibi erunt" ("будут тебе в приданое") с перечислением объектов. Это обязательство вступало в силу не ранее заключения брака. И, наконец, приданое утверждалось стипуляционным обещанием в пользу мужа, т.е. dotis promissio Об этом см. Дождев Д.В. там же С. 300..

Муж являлся собственником приданого, но постепенно его права на него становились все более ограниченными, и при Юстиниане право собственности на приданое стало чисто формальным, и он в действительности оказывался в положении узуфруктуария. Первоначально не было никакой обязанности со стороны мужа вернуть приданое после прекращения брака, но с увеличением числа разводов жена приобрела право на свое приданое.

При христианских императорах муж также обязывался выделить часть своего имущества для той же цели, как и приданое. Этот капитал назывался donatio ante nuptias или propter nuptias - дарение перед браком или по причине брака. Это обычный знак внимания жениха по отношению к невесте, который нельзя требовать обратно, если брак не состоится. В постклассический период этот капитал приобрел новые функции. Он закреплял обручение, наказывал супруга за виновный развод и, прежде всего, обеспечивал супругу и детей в случае вдовства. Для этой же цели назначалось мужем или кем-либо от его имени имущество, которое в праве Юстиниана называлось antipherna. Это имущество по сумме должно равняться приданому. Права мужа и жены на это имущество подобны их правам на приданое.

Имущество жены сверх приданого составляет ее исключительную собственность, т. н. paraphernalia. Дарение между супругами запрещено. В случае иска одного супруга к другому последний пользуется beneficium competentiae (т.е. он не лишает средств к жизни). Супруги имеют известное право наследовать друг друга. На супруга, виновного в разводе, падают штрафы.

Во время брака имело место быть следующее правоотношение к приданому. Мужу принадлежат: а) собственность на приданое, если оно состоит из вещей; б) иски по отношению к приданому, если оно состоит из обязательств; в) пользование правами на чужие вещи, если эти права даны в приданое. Но все-таки права мужа на приданое ограничены, так как для облегчения издержек семейной жизни назначены доходы с капитала, а не сам капитал приданого (например, муж не в праве отчуждать недвижимое приданое имущество). Он обязан относиться к нему осторожно, внимательно как к своему собственному. Ограничения прав мужа были сделаны в интересах жены, так как в некоторых случаях она в праве была требовать возвращения приданого.

Судьба приданого по прекращении брака определялась особым договором, который давал иск из стипуляций - actio ex stipulatu и actio praescriptis verbis. Эти иски из стипуляции гарантировали возврат приданого мужем поставщику приданого.

В случае отсутствия стипуляции не было правовой нормы, обеспечивавшей бы возврат приданого. Поэтому в конце республики претор гарантировал actio rei uxoriae, на основании которого жена (или вдова), или в некоторых случаях ее отец в качестве притязания к бывшему мужу или его наследникам могли требовать возвращения приданого. Приданое возвращалось со всеми приращениями, кроме плодов, приобретенных за время брака: плоды последнего года пропорционально делятся между обоими супругами за вычетом удержаний, на которые имеет право супруг, т.е. retentiones dotales. Эти удержания могли иметь как личный характер: propter liberos (при смерти супруги - 1/5 за каждого ребенка, при разводе 1/6, но в общем итоге не более 1/2; propter mores - 1/6 за серьезные нравственные провинности (mores graviores), главным образом adulterium); mores leviores (незначительные нравственные проступки в супружеской жизнии), так и имущественный: propter impensas (на необходимые и полезные расходы супруг имеет ius retentionis, на прочие расходы - ius tollendi; за вещи, отчужденные ему вещи, неправомерно подаренные супруге (propter res donatas).

Юстиниан же эти нормы упразднил и постановил, что во всех случаях прекращения брака жена или ее наследники могли требовать возвращения приданого от мужа посредством actio dotis или actio de dote. В дополнение он дал жене привилегированное, не объявленное закладное право на собственность мужа, чтобы обеспечить возврат ее приданого. Это означает, что она могла с помощью actio hypothecaria или actio quasi serviana требовать возвращения приданого в ее собственность, а также на всю заложенную собственность, которая принадлежала ее мужу, от любого, кто владел такой заложенной собственностью. Она могла осуществить свое право залогового кредитора и продать залог, если должник не уплатит долг.

Итак, во времена Юстиниана жена становилась собственницей приданого. На вопрос; к кому переходит приданое по прекращении брака, право Юстиниана дает следующий ответ:

1) после смерти жены приданое не отцовское переходит к ее наследникам;

2) отцовское приданое переходит к отцу, если он еще остался в живых - в противном случае тоже к ее наследникам;

3) после смерти мужа или при разводе без вины жены, жена самовластная имеет иск за приданое и передает этот иск своим наследникам; жена, находящаяся под отцовской властью, не отцовское приданое требует сама, отцовское требует отец с соглашения дочери. При возвращении приданого муж вправе требовать вычета необходимых и полезных издержек, сделанных им на приданое (он имел actio mandati или actio negotiorum gestorum). При роскошных издержках он вправе только отделить их от приданных вещей (ius tolendi).

Договоры о приданом могут изменять постановления семейного права. Но содержание этих договоров должно быть согласно с добрыми нравами, с существом супружеских отношений, с назначением приданого. Имущество жены, не назначенное в приданое, составляет ее собственность. Отношения между мужем и женой, касающиеся этого имущества подобны отношениям посторонних лиц. Это имущество называется bona paraphernalia.

Дарение между супругами, а также между ними и теми лицами, которые соединены отеческой властью с одним из супругов, считались недействительными. Но дарения в случае смерти имели силу. При жизни супругов дарения разрешались в следующих случаях:

1) если подарки незначительны;

2) дарения для пользы семейства или для получения как-либо государственной службы;

3) дарения на случай будущего развода.

Если один супруг при разводе утаит вещь другого, то пострадавший имел особый иск - actio rerum amatorum (actio furti не имел места между супругами). Впоследствии присвоение одним супругом вещи другого признавалось воровством, и виновный преследовался наряду с прежним иском, еще и conductione furtiva и vindicatione rei.

Виновная жена теряла приданое в пользу мужа (собственность переходила и детям), при недостатке его она отдавала еще етвертую часть другого своего имущества (но не более 100 фунтов золота). В случае супружеской неверности жена отдавала мужу еще сумму равную трети приданого. Те же правила имели силу против виновного мужа относительно donatio propter nuptias.

Супруг, вступивший во второй брак (binubus), терпел некоторые имущественные издержки или ограничения, которые называются штрафами за второй брак - poenae secundarum nuptiarum. Общие штрафы были следующими: все, что приобретено из имущества другого супруга (подарки, dos, donatio propter nuptias) принадлежало в качестве собственности детям от первого брака. Супругу, вступившему во второй брак, принадлежит лишь право пользования этим имуществом. Отец, второй раз женившийся (parens binubus) терял свободу обеспечивать выплату легатов кому-либо. Он должен их выплатить своим детям.

Супруга, вступившая во второй брак, терпела следующие ограничения: она имела только право пользования имуществом, происходившим от первого брака, а также наследством, открывшимся ей после смерти дочери; дарение, сделанные ею детям от первого брака, она вправе требовать обратно только, если дети оскорбили ее или покушались на ее жизнь и имущество - она лишалась права опеки над детьми первого брака и права воспитывать их. Лица, вступившие во второй брак до истечения траурного года, наказывались по преторскому эдикту бесчестием (infamia). Согласно праву Юстиниана, жена, вступившая во второй брак, теряла все, что получила от первого мужа. Все переходило в пользу его родственников или казны. Она ничего не могла приобретать по праву дарения или завещания.

4. Союз родителей и детей.

Сущность римской отеческой власти (patria potestas).

Согласно древнему Римскому праву, отеческая власть производила полное господство с одной стороны и полное подчинение с другой. Но эта власть не была подобна власти над вещами, хотя походила на нее: ребенок впоследствии мог стать persona sui iuris - поэтому дети не теряли свободы и личности и вне семейной жизни, в жизни общественно независимы от отеческой власти. В праве Юстиниана отеческая власть теряет свой старый характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты