Рефераты

Римское право

осед должен позволить соседу переходить на его участок через день для собирания плодов, упавших на землю соседа;

сосед может требовать уничтожения или может сам уничтожать ветви дерева, принадлежащего соседу, если они свешиваются над его домом;

сосед на нижеследующем участке должен принимать на свою землю сток дождевой воды с выше лежащего участка. Он не может строить такие приспособления, которые ко вреду соседа изменили бы нормальное течение дождевой воды.

Следующие ограничения собственности имеют место по Римскому праву в интересах общества:

землевладелец должен допускать на свою землю посторонних лиц, например, он должен допускать каждого, чьи вещи находятся на его земле, если тот хочет отыскать их;

он должен допускать каждого, желающего заниматься на его земле горным промыслом, причем это лицо должно платить 1/10 дохода землевладельцу и 1/10 - фиску (казне).

собственник земли, прилегающей к общей реке (flumen publicum), должен позволить причаливать к берегу судам, складывать товары.

Наконец, ограничения возникали также при установлении общей собственности нескольких лиц на одну вещь (condominium): по Римскому праву каждый участник имеет в общем праве свою долю, которой он юридически может распоряжаться вполне свободно; распоряжение общей вещью требует согласия всех участников; общность может быть прекращена в любое время по требованию всякого из участников.

Содержание собственности по Римскому праву имеет две стороны: положительную - т.е. право собственника свободно распоряжаться своей вещью и отрицательную, т.е. право его устранить всякое постороннее лицо от распоряжения его вещью.

Предметом собственности может быть только определенная, отдельная вещь - res corporalis; поэтому Римское право собственности на нематериальные вещи - res incorporalis, например, литературные и художественные произведения не распространялось, отсюда, поэтому Римское право не знало авторского права. Книга рассматривалась только как res corporalis.

Со времени Ромула римляне признавали только квиритскую собственность, которую следовало приобретать особыми торжественными гражданскими актами. Следствием этого и явилось правило res mancipi (об этом см. позже). Впоследствии практика вызвала необходимость в более свободных формах передачи и приобретения собственности. Так возникла собственность in bonis - бонитарная собственность, которая находилась под защитой претора. Таким образом, со времени принятия Законов XII таблиц в преторском праве защитой стала пользоваться не только квиритская собственность, для которой действовало правило приобретения вещей с помощью обряда res manicipi, но и подлежало защите право на вещи, приобретенные без совершения древних и обременительных формальностей и прочно удерживаемые в имуществе (in bonis) приобретателя. Так возникала бонитарная или преторская собственность, которая была защищена положениями преторского эдикта. В классическом римском праве оба эти вида собственности существовали параллельно, отчего Гай (1.54) писал, что у римских граждан существует "двойная собственность" (dominium duplex).

Кроме этого, существовала собственность перегринов, т.е. чужеземцев, на движимое имущество, которая также достаточно рано получила правовую защиту. Основанием ее служило "право народов" (ius gentium). Это право регулировало их коммерческие и брачные отношения. Споры, в которых, хотя бы на одной из сторон участвовали перегрины, разрешал praetor peregrinus.

В начале III в. возникло постепенное сглаживание различий между разными видами собственности. Предоставление римского гражданства всем свободным жителям провинций, приравнивание итальянской земли к земле провинциальной в налоговом отношении стирали различие между собственностью граждан и перегринов, между правами на недвижимость в Италии и в провинциях. Древние способы приобретения квиритской собственности также вышли из употребления, что со временем лишило смысла различие между собственностью квиритской и бонитарной (преторской). Итог этого процесса был подведен в законодательстве Юстиниана, где был закреплен единый вид собственности, приобретаемой и защищаемой одинаковыми правовыми средствами.

Для обозначения собственности с древности использовалось слово dominium (с добавлением ex iure Quiritium или без него), закрепленное в законах XII таблиц. Однако в классическом Римском праве стал употребляться также равнозначный термин proprietas, являющийся синонимом dominium. Этот последний термин вместе с самим учением о собственности, разработанным римскими юристами, вошел в международное право и через него был унаследован правом современных западных стран ("собственность" по-английски - property, по-французски - propriete, по-итальянски - proprieta).

4. Способы приобретения права собственности

Способы приобретения права собственности чрезвычайно разнообразны. Они делятся на две категории: способы оригинальные или первоначальные и способы деривативные, т.е. производные. К оригинальным способам приобретения собственности относятся следующие:

Оккупация (occupatio) - это приобретение вещей, еще не имевших собственника. К этим вещам относятся, например, продукты моря, образовавшиеся в море острова; сюда же относятся дикие животные, птицы и рыбы. По Римскому праву всякий, кто захватит и убьет дикое животное даже на чужой земле, становится его собственником Дигесты кн. 41. Титул I, 3 (= Гай. «Повседневные дела или Золотые». Кн. 6): «Ведь то, что никому не принадлежит, в силу естественной целесообразности, оставляется в (собственность) захватившему. § 1. И в том, что касается диких зверей и птиц, не имеет значения, захватывает ли (их) кто-либо на своих землях или на чужих. Конечно, если кто-либо проникнет в чужое имение для охоты или ловли птиц, то хозяин, если узнает об этом, может по праву воспрепятствовать ему, чтобы тот не вторгался. § 2. Что бы из этих (диких животных, птиц и рыб) мы не захватили, это до тех пор считается нашим, пока удерживается под нашей охраной. Если же (животное) уйдет из-под нашей охраны и вернется к естественной свободе, то оно перестает принадлежать нам и будет принадлежать тому, кто его захватит вновь». К этому см. Бартошек М. Римское право… С. 231.. Римляне не знали исключительного права охоты, принадлежащего государству, землевладельцам или иным лицам. В новое и новейшее время исключительное право предусматривает, что всякий охотящийся должен иметь документ, разрешающий право охоты.

Следующим видом оккупации является добыча во время войны. При этом вещи недвижимые переходили к государству (Дигест.41.1, 51.1), а движимые - делались собственностью лица, завладевшего ими.

Также к числу оригинальных способов приобретения собственности относится находка клада (thesaurus) О кладе (thesaurus) как оригинальном способе приобретения собственности см. Бартошек М. Ук. соч. С. 312.. Под кладом римляне понимали движимое имущество, которое так долго было скрыто, что потеряло хозяина. Случайно найденный в чужом имуществе клад делится пополам между нашедшим и собственником в том случае, если собственник был поставлен в известность лицом, собирающимся искать клад. Намеренно отысканный клад, в тайне от собственника, целиком принадлежит собственнику имущества или земли. В неприкосновенном - священном или погребальном месте намеренно искать клад запрещено, но случайно нашедший клад становится его собственником.

К числу оригинальных способов приобретения собственности относится завладение землей, оставшейся без обработки. Если по истечении двух лет собственник с помощью виндикационного иска не возвратил брошенную землю, то обрабатывавший ее становился собственником на основе т. н. приобретательной давности, т.е. usucapio Об этом см. Бартошек М. Ук. соч. С. 320-321; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 364; 367-378..

Особенно следует выделить вещи, брошенные прежним собственником. Вопрос о том потеряна ли вещь или выброшена, требовал серьезного рассмотрения, так как утраченную вещь необходимо было вернуть собственнику, поскольку последний мог воспользоваться виндикационным иском, который направлен против всех и без ограничения времени. Если же полезная, но не новая вещь обнаруживалась в таком месте, куда обычно выбрасывали ненужный хлам, то у нашедшего были все основания считать эту вещь бесхозной К этому см. Дигест. Кн. 41 Тит. VII. 2, 1..

Выделяется также такой способ приобретения собственности как давность владения Об этом см. также прим. 42.. Римское право допускало, что лицо, добросовестно владевшее вещью в течение определенного срока, приобретало право собственности на нее даже в том случае, если у данной вещи уже имелся собственник. Срок давности устанавливался как раз с той целью, чтобы у прежнего собственника было достаточно времени отыскать и потребовать свою вещь. Если же собственник по истечении этого срока не объявлялся, то справедливость и хозяйственная целесообразность требовала признать право собственности на вещь за тем, кто ею все это время владел. В гражданском праве приобретательная давность называлась usucapio. Согласно законам XII таблиц (VI.3), для недвижимых вещей (прежде всего земля) устанавливался срок давности 2 года, а для движимых - 1 год. Предусмотренные сроки владения для тех и других вещей должны быть непрерывными.

Права на землю в провинциях не подлежали регулированию гражданскими нормами. Поэтому императорское законодательство установило особый способ правовой защиты длительного добросовестного владения провинциальной землей. Он назывался "прескрицией о давности владения (longi temporis praescriptio) Plin.Ep., 10, 110-11; Gai I. 120; 2.7; 27; 31; c. 7.31.1 a 531 ср. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 378-379. и заключался в следующем: когда собственник, надолго забросивший свое имение, возвращался и предъявлял иск тому, кто завладел его землей и обрабатывал ее, то претор делал приписку (praescriptio) к формуле иска, предписывая судье решить спор в пользу ответчика, если срок давности владения составлял 10 лет. Впрочем, если истец доказывал, что он постоянно проживал в другой провинции и поэтому не мог позаботиться об имении из-за большого расстояния между его местом жительства и спорным участком, то срок давности возрастал до 20 лет. Те же сроки приобретательной давности (10 и 20 лет) в провинциях устанавливались и для владения движимыми вещами.

В праве Юстиниана два способа установления приобретательной давности - usucapio и longi temporis praescriptio - были объединены. Были установлены единообразные во всей империи сроки приобретения собственности по давности владения: для движимых вещей - три года, для недвижимых - 10 лет, если прежний собственник вещи и ее нынешний владелец проживают в одной провинции и 20 лет, если они живут в разных провинциях.

Производные способы приобретения права собственности различались в зависимости от формы передачи собственности, которая в древнем гражданском праве имела характер торжественного обряда (манципация и судебная цессия), а в классическом праве сводилась к простой передаче вещи при соблюдении определенных условий (так называемая традиция).

Манципация (mancipatio) Гай «Институции» I. 119. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 211; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 383-385.. Право собственности на вещи, которые считались манципируемыми (res mancipi), т.е. земля (сначала в Лациуме, а затем во всей Италии), дом, рабочий скот, сервитут, рабы передавались от одного лица к другому, согласно установлениям гражданского права, с помощью торжественной церемонии, именуемой mancipatio. Церемония предусматривала: присутствие 5 свидетелей, весодержателя; приобретатель брал передаваемый предмет, произносил торжественную формулу: "Я утверждаю, что этот предмет мой по квиритскому праву, он куплен за эту вещь, взвешенную на этих весах", ударял кулаком по необработанной вещи, по весам и передавал медь отчуждателю, который принимал ее. Передача вещей, не являющихся предметом res mancipi, т.е. всех остальных, кроме земли в Италии, дома, крупного рогатого скота, рабов, сервитута осуществлялось без соответствующей церемонии, и эти вещи относились к категории res nec mancipi.

Манципация была возможна только между гражданами или чужеземцами, имеющими ius commercium.

Другой способ приобретения, передачи и утраты квиритских прав предусматривал судебную уступку (in iure cessio) Гай II. 34-37. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 149; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 389-391.. Судебная уступка происходила в форме фиктивного, мнимого судебного спора: прежний собственник вещи и ее приобретатель являлись к кредитору, и приобретатель заявлял, что вещь принадлежит ему. Прежний собственник молчал или соглашался, после чего претор объявлял вещь собственностью приобретателя. Кроме передачи права собственности, судебная уступка служила многим другим целям, например: установлению сервитута, отпущению раба на свободу, отказа от наследства. Также как древняя церемония манципации, так и судебная уступка были преданы забвению в конце классического периода, после того как ius civile перестало быть привилегированным правом.

Следующим важнейшим способом приобретения права собственности являлась традиция См. Дигест. Кн. 41 Тит. I. 93: «Также по праву народов (ius gentium) приобретаются нами те вещи, которые становятся нашими в силу простой передачи: ведь нет ничего более соответствующего естественной справедливости, чем признание законной воли собственника передать свою вещь другому». См. также Гай, II. 19: «А именно res nec mancipi переходят в собственность другого лица вследствие этого допускают передачу 20: «Следовательно, если я передаю тебе платье, или золото, или серебро, на основании продажи, дарения или каким-нибудь другим способом, то вещь эта делается тотчас же твоею, без соблюдения каких-либо торжественных формальностей». К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С.313; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 380-382. (traditio, т.е. передача). После того как вышли из употребления mancipatio и in iure cessio и стерлись различия между res mancipi и res nec mancipi, традиция возросла, а в юстиниановом праве она стала единственным видом вещного договора о перенесении права собственности на движимые и недвижимые вещи.

Необходимыми условиями переноса права собственности путем традиции являются:

совпадение намерений лица, передающего вещь, и лица ее принимающего в том, что вещь передается именно в собственность приобретателя, а не в пользование или другое держание;

наличие у лица, передающего вещь, права собственности на нее;

отсутствие запрета, установленного законом, завещанием, судебным приговором, на передачу данной вещи в собственность другого лица.

Традиция, как правило, подразумевала физическую передачу вещи из рук в руки. В частности, при сделках с недвижимостью допускалась т. н. "передача длинной руки" (traditio longa manu (Дигест., 46, III, 79), которая сводилась к тому, что собственник рукой указывал приобретателю на приобретаемую вещь (например, земельный участок), хотя бы издали или наоборот, просто прийти к соглашению, что держатель без каких-либо физических усилий завладевает вещью, например, купит дом, который он до тех пор снимал. Этот последний вид традиции назывался "передачей короткой руки" (traditio brevi manu (Дигест.41, II.17, §1)). О передаче «длинной и короткой руки» см. Дождев Д.В. Ук. Соч. С. 338-339. В кодификации Юстиниана традиция признана единственным производным способом передачи права собственности и вошла как важнейший принцип приобретения права собственности в международное право.

Приобретение собственности осуществляется в результате физического изменения вещей. Следующие изменения вещей могут вызвать изменение в праве собственности: а) соединение вещей, в) переработка их, с) разделение вещей на части.

Соединение вещей нескольких собственников производит общую собственность. В этом случае возможно соединение недвижимых вещей. Сюда относятся а) alluvio, т.е. постепенное уменьшение одного количества береговой земли вследствие размывания берега и увеличение количества земли другой части берега; в этом случае лицо, имущество которого увеличилось, становился собственником намытой земли; в) avulsio - случай, когда сразу часть береговой земли пристает к другому берегу; собственником ее становится собственник берега; с) alveus derelictus - если река меняет русло, то старое русло разделяется на равные части между собственниками того и другого берега соответственно границам их владений; d) Insula in flumine nata - вновь возникший в реке остров делится между собственниками того и другого берега по линии, проведенной по середине реки (если линия не захватывает острова, то он принадлежит ближайшему берегу.

Соединение вещи движимой с недвижимой - в этом случае движимая вещь считается приращением (accesio) недвижимой. Засеянное чужими семенами поле, здание, построенное из чужого материала, принадлежат собственнику земли. Собственник семян и материалов мог только требовать компенсации.

Соединение движимых вещей предусматривает следующие случаи, если соединенные вещи нельзя разделить: а) возникает общая собственность собственников отдельных вещей (слитые металлы); б) вещь переходит к собственнику главной вещи, если в целом одна вещь получит значение главной.

Если же вещи можно разделить, то: а) при равенстве вещей отношения собственности на каждую вещь сохраняются; б) при главной и побочной вещи собственником до разъединения остается собственник главной вещи. Собственник побочной вещи может требовать разъединения. Картина, нарисованная на чужом материале, принадлежит художнику, но всякое письмо на чужом материале принадлежит собственнику материала.

Переработка вещей (specificatio) Дигест. кн. 41. Тит I.7, § 7. К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 299; Дождев Д.В. Ук. соч. С. 359 сл. предполагает обработку чужого материала с целью получения из него новой вещи. Согласно юристам-сабинианцам, подчеркивавшим важность материала (т.е. содержания), первоначальная вещь, собственно продолжает свое существование, и собственник старой вещи остается собственником и новой вещи. Юристы-прокулианцы придавали значение форме, учитывали работу мастера и его творчество, и считали, что собственником новой вещи должен быть ее создатель. Во времена Юстиниана сложилось мнение, что новая вещь принадлежит создателю в том случае, если он действует bona fides и вещь нельзя вернуть в прежнее состояние, или если он частично использовал и свой материал.

Римское право признавало также способы приобретения собственности, независимые от изложенных выше: adiudicatio К этому см. Бартошек М. Ук. соч. С. 22. - судебный приговор по искам о разделе общей собственности; общая собственность в этом случае превращается в индивидуальную. Один из общих собственников делается собственником общего дома, если он произвел на него необходимые издержки и не получил соответствующей компенсации с процентами от других собственников в течение 4-х месяцев.

5. Иски, защищающие собственность, и утрата права собственности

К искам, защищающим собственность относятся:

1) rei vindicatio См. Бартошек М. Ук. соч. С. 276.;

2) actio negatoria Там же. С. 41.;

3) actio in rem Publiciana Там же. С. 42.. Последний иск, первоначально защищая только добросовестное владение, впоследствии и собственность. Rei vendicatio защищал собственника в случае потери владения. Actio negatoria - в случае, если кто-либо мешал собственнику свободно пользоваться своим правом на вещь. Слово vindicatio вело свое происхождение от древнего выражения vim dicere (объявлять о применении силы, что было связано с правом собственника изъять свою вещь у любого лица. Виндикационный иск допускался при следующих условиях:

истец должен доказать происхождение своей собственности, что бывает довольно затруднительно, так как он должен доказать также собственность своих предшественников;

истец обязан доказать, что именно ответчик владеет его вещью. Для этого он мог воспользоваться иском actio ad exhibendum (иск о предъявлении) - и в судебном порядке потребовать, чтобы ответчик предъявил ему вещь для осмотра и истец удостоверился бы в том, что это действительно его собственность. Любое действие ответчика, препятствующее осуществлению иска о предъявлении рассматривается как нарушение законной нормы и спорная вещь, которой владел ответчик, переходит истцу.

Предметом виндикационного иска может быть только отдельная, самостоятельная вещь (res corporalis). Целью иска является возврат вещи собственнику-истцу. Ответчик обязан был возвратить вещь со всеми ее приращениями, и отвечал за пропажу ее. Добросовестный владелец обязан был возвратить только наличные плоды; недобросовестный же - все потребленные и даже неполученные по небрежности.

В свою очередь ответчик мог потребовать, чтобы истец возместил ему издержки, понесенные ради сохранения или улучшения вещи. Это требование фиксировалось в эксцепции, включенной в формулу иска и могло привести к присуждению определенной суммы в пользу ответчика. Издержки, которые признавались необходимыми для сохранения вещи, возмещались всякому владельцу (кроме вора). Издержки, которые не являлись необходимыми, но увеличивали пользу, приносимую вещью, возмещались только добросовестному владельцу и только в тех пределах, в которых увеличивался доход от вещи. Недобросовестный владелец не мог требовать возмещения таких издержек, но имел право отделить добавленные им полезные части и приспособления от вещи и забрать их себе, если только это не наносило ущерба самой вещи. Издержки, которые не увеличивали полезность вещи, а лишь делали ее еще более роскошной ради удовольствия владельца, в денежной форме не возмещались. Но добросовестный владелец мог снять с вещи и забрать себе украшения и прочие не приносящие хозяйственной пользы предметы.

Негаторный иск (actio negatoria). Этот иск предъявлялся, когда кто-то мешал владеющему собственнику или угрожал привести в негодность вещь. Цель иска состояла в том, чтобы восстановить полноту собственности истца и при необходимости возместить понесенный ущерб. Возражение же ответчика могло состоять в том, что он не признавал обвинение истца и признавал свое право на вещь собственника. Поскольку истец отрицал такое право, поэтому иск получил название негаторного (negare - отрицать). В этом случае бремя доказательства ложилось на ответчика. В случае, если судья признавал его доводы неубедительными, ответчик должен был гарантировать истцу, что впредь не допустит подобных нарушений и возместит материальный ущерб, если таковой был нанесен.

Публицианов иск (actio in rem Publiciana) был введен претором Публицием в I в. до Р.Х. для защиты прав добросовестного владельца, который по той или иной причине не являлся квиритским собственником (например, приобрел земельный участок без обряда манципации и еще не успел стать собственником по давности владения. Цель Публицианова иска была той же, что и при виндикации: возвратить вещь истцу и при необходимости возместить ущерб.

Особенность этого иска состояла в том, что в его формулу вводилась фикция: суду предлагалось исходить из того, что истец якобы владел вещью в течение срока, необходимого для того, чтобы стать квиритским собственником по давности владения. Смысл подобного допущения был следующим: вещь, приобретенная на законном основании путем traditio, фактически является такой же собственностью, что и полученная в результате манципации или судебной цессии, и право на нее нуждается в такой же защите. По существу этот иск был главным средством защиты бонитарной (преторской) собственности. Отстоявший свое право истец в итоге становился квиритским собственником.

Публицианов иск не имел силы против другого добросовестного владельца, обладавшего правом, равным с первым владельцем, получившим этот иск. Так, если два лица bona fide приобрели вещь от разных несобственников, то предпочтение отдается тому, кто в данный момент владеет. Если же два лица добросовестно приобрели вещь от одного и того же лица, то предпочтение отдается тому, кому вещь была передана раньше.

Кроме вещных исков, существовали также личные иски для защиты права частной собственности. Среди них следует выделить:

actio finium regundorum См. Бартошек М. Ук. соч. С. 39 - этот иск давался в случае спора между собственниками соседних участков о границе между участками. В результате этого иска один из соседей может получить в качестве своей собственности пограничную полосу, захваченную неправомерно другим соседом. Задача судьи установить настоящую границу. Если границу установить невозможно, то спорная земля становится общей собственностью, и тогда уже вопрос будет решаться на основе иска о разделе имущества. Судья имеет также право перенести границу между участками и тот, кто получит земли больше чем другой, должен компенсировать иск последнего по требованию суда;

interdictum quod vi aut clam Там же. С. 158. - деликтный иск, возникавший вследствие того, что кто-либо тайно или насильно совершил для осуществления своих истинных или мнимых прав такие действия на своем или чужом участке, которыми проявил пренебрежение к охраняемым правом интересам другого лица.

Условия предъявления интердикта:

Ответчик должен совершить какое-либо воздействие на земельный участок или его составную часть, например, сооружение, разрушение и перестройка зданий, плотин, канав, вспахивание земли, загрязнение воды, причем, вопреки запрету истца или в тайне от него.

Истцом по интердикту мог выступать не только собственник участка, но и всякий, кто имел серьезный интерес. Истец должен доказать наличие своего интереса. Ответчик несет ответственность за совершенные действия.

Собственность может быть утрачена по различным причинам.

Собственность утрачивается одним лицом, когда ее приобретает другое. Такая смена собственников наступает или по воле бывшего собственника (traditio) или вопреки его воле (давность владения, конфискация).

Собственность утрачивается с уничтожением вещи.

Собственность утрачивается с превращением вещи в res extra commercium.

Собственность утрачивается вследствие того, что субъект ее отказывается от вещи, вещь делается res nulliu и подлежит оккупации.

Глава III. Право владения и права на чужие вещи

1. а) Понятие владения и его виды

Часто владение (possessio) и собственность (proprietas или dominium) трудно различимы и рассматриваются как синонимы, потому что большинство собственников являются владельцами их собственности. С юридической точки зрения есть одно важное различие между двумя понятиями. Например, иск rei vindicatio защищал собственника, который потерял владение и направлен был против владельца, который не являлся собственником. Этот владелец мог стать собственником посредством usucapio.

Собственность - это право, а владение - это фактическая власть лица над вещью, т.е. физический контроль над материальным объектом. По существу владение есть основа системы собственности, так как в большинстве случаев владение вместе с другим правовым фактом ведет к праву собственности (dominium). Например, владение и время создают собственность посредством usucapio; владение и бесхозные вещи (res nullius) создают собственность посредством occupatio; владение в случае iusta causa (справедливое основание) и bona fides (добросовестность) создавало собственность (квиритскую или бонитарную) посредством traditio. Иными словами большинство способов приобретения собственности основаны на владении вещью. Владение существует лишь настолько, насколько оно признано и защищено позитивным правом. Обычно говорят о юридическом владении, различая в этом отношении владение (possessio) и держание (detentio), т.е. фактическую индивидуальную принадлежность вещи, взятую независимо от ее официального признания и защиты.

Говоря о характере владения как юридическом институте, римские юристы особенно выделяли волевой аспект правоотношения. Наряду с телесной материальной связью лица с вещью (corpore possidere) выделяется также намерение владеть (обладать) вещью (animus possidendi (дух владения) или rem sibi habendi (владение вещью для себя)). Animus (дух) у владельца всегда предполагается и о его утрате (при отсутствии открытого заявления) можно судить только по реакции его на захват вещи другим лицом. Держание не признается владением в случае, если воля обладать вещью, опосредованная соглашением с ее владельцем, поставлена в зависимость от другого лица, чья связь с вещью признается основой такого соглашения, Римские юристы различали владение на свое имя (possession suo nomine) и владение от чужого имени (in possessione nominee alieno esse). Последнее прилагается к правоотношениям типа аренда и узуфрукт, предметом которых не является сама вещь, а также к некоторым ситуациям, созданным частным соглашением контрагентов (поклажа, ссуда). Это же положение было распространено на ситуации, когда лицо держит вещь на свое имя, но владельцем не считается. Таким образом, вещь всегда находится под защитой закона и владеющей вещью должен иметь право владения, а право владения дается только тому владельцу, кто сознательно хочет владеть.

Кроме упомянутых выше двух видов выражения воли владельца (suo nomine и alieno nomine), бывает, что воля владельца также полна, как и воля собственника. Такую волю римляне называли animus domini. Теперь это владение называется юридическим и основными чертами его являются фактическая власть над вещью (corpus possessionis (тело владения)) и воля владеть, похожая на волю собственника (animus possessionis).

Римские юристы выделили три типа владения: possessio civilis (гражданское владение), possessio ad interdicta (владение, защищаемое претором) и possessio naturalis (естественное владение).

Possessio civilis или possessio usucapionem (син. possessio civilis) было защищенным владением, которое через usucapio могло привести к dominium. Это значит, что лицо, которое приобрело res mancipi неформально посредством traditio от собственника, так же, как и лицо, которое приобрело вещь, пригодную для usucapio, добросовестно и на справедливой основе (res habilis bona fides ex iusta causa) от несобственника связаны с этой категорией. И тот и другой приобрели владение вещью на основе iusta causa и оба имеют animus domini. Оба давностных владельца были защищены интердиктами и при соответствующих условиях Публициановым иском.

Possessio ad interdicta - это вторая группа защищенных владельцев, включавшая прежде всего собственника, добросовестного владельца (bona fides possessor), не имеющего права на usucapio и недобросовестного владельца (mala fides possessor). Все эти лица имеют физический контроль над вещью, равно как и animus domini. Интердикты для защиты их владения были, однако установлены для следующих владельцев: эмфитевт, суперфициарий, залогодержатель, владелец прекария и нейтральный посредник. Эту владельческую защиту трудно объяснить на основе теоретических принципов, поэтому необходимо руководствоваться практической необходимостью.

Фактическая власть над вещью без намерения обладать ею исключительно для себя (possesio naturalis или detentio) представляет собой незащищенное владение лиц, которые имеют физический контроль над вещью, но не могут обеспечить защиту с помощью интердиктов. Эти владельцы осуществляют физический контроль от имени других лиц и потому не имеют необходимого animus domini. Поэтому, если detentor был лишен физического контроля над вещью, то лицо, от имени которого он выступал как detentor, давало основание для интердикта. Например, арендатор был detentor (держатель) и сдающий в аренду гарантировал предоставление интердикта на том основании, что он владел недвижимостью с помощью арендатора. В постклассическом праве первоначальная предпосылка, согласно которой владение признавалось как фактическое отношение, постепенно утрачивало свое значение по мере такого элемента защищенного владения как animus domini. Также и такой элемент как corpus possessionis мог не приниматься во внимание. Итак, лицо могло удерживать владение через третье лицо animo solo (голой волей), даже если физический контроль над вещью был потерян, и владение признавалось справедливым, т. н. ius possesionis Дигест. кн. 41. Тит. II. 3. § 11; кн. 41. Тит. II. 27; кн. 43. Тит. XVI. 1. § 25. К этому см. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 327..

б) Приобретение, продолжение и прекращение владения

Двумя характерными элементами защищенного владения были corpus и animus и соответственно в классическом праве оба эти элемента имели существенное значение для приобретения защищенного владения. Приобретение физического контроля над вещью с намерением владеть ею подобно собственнику обеспечивало защиту владения с помощью интердиктов.

Защищенное владение сохранялось до тех пор, пока владелец успешно сочетал физический контроль над вещью с animus domini и терял владение, как только один или оба этих существенных элемента исчезали. В постклассическом праве, однако, владение могло сохраняться голой волей (animo solo), так как больше предпочтения было дано animus.

Общего способа для приобретения фактической власти над вещью указать нельзя (взятие в руки, личное присутствие и т.д.). Приобретение вещи от прежнего владельца может быть двояким: во-первых, с согласия владельца передача владения (traditio possessionis), если приобретатель был детентором вещи, то есть держателем, то передача оказывалась излишней - достаточно только одного согласия (brevi manu traditio - передача короткой руки); во-вторых, приобретение возможно без согласия владельца - тайное завладение. Приобретение фактической власти над вещью, не имеющей владельца, называется оккупацией (occupatio). Приобретение и сохранение владения могло осуществляться через третьи лица. Хотя посредничество в принципе не признавалось Римским правом, исключения постепенно входили в практику. При этом внешнюю сторону приобретения владения совершал представитель (посредник), но он должен иметь волю приобрести вещь для того, кого он представлял. Приобретатель же со своей стороны должен иметь animus possessionis, т.е. волю приобрести владение для себя (alieno corpore animo suo). Отношения между посредником и приобретателем могли быть основаны или на семейных отношениях (отец, господин раба) или быть свободными (представитель юридического лица). К этому виду приобретения владения относятся следующие случаи: отец семейства (paterfamilias) приобретал владение через лиц, находящихся под его властью; прокуратор приобретал владение для своего патрона и опекун (tutor) или попечитель (curator) могли приобрести владение для подопечного (pupillus) или недееспособного (furiosus).

Подобно этому владение могло быть сохранено посредством лица, находящегося под властью, но это правило было распространено на многих других представителей, таких как арендатор, поклажеприниматель, взявший взаймы и другие держатели.

Владение прекращалось, когда владелец, как уже отмечалось, терял либо волю владеть (но это должно быть сознательно высказано), либо фактическую власть над вещью (при невозможности или сознательной отказе восстановить эту власть). Владение через представителя (посредника) теряется, если владелец теряет волю владеть; представитель или посредник теряет фактическую власть над вещью или же желает владеть вещью не для владельца, а для себя.

в) Судебная защита владения

Владение защищается на суде, во-первых, владельческими исками преторского права, которые назвались интердиктами и, во-вторых, исками гражданского права, называемыми condictiones. Владельческие интердикты разделяются на следующие виды: interdicta adipiscendae possessionis - это интердикты с целью установления владения. Они являются петиторными средствами, т.е. средствами охраны права, но не поссессорными (владельческими); interdicta retinendae possessionis - это интердикты с целью сохранить владение и воспрепятствовать каким-либо нарушениям его противной стороной; interdicta recuperandae possessionis - это интердикты с целью вновь получить владение, т.е. вернуть утраченное владение. Эти три типа владельческих интердиктов выделил Гай (Gai 4. 143-145). См. к этому Бартошек М. Ук. соч. С. 156: interdicta adipiscende possessionis; interdicta retinendae possessionis; interdicta recuperandae possessionis; Дождев Д.В. Ук. соч. C. 336 сл.

Интердикты, направленные на то, чтобы сохранять владение, также называются interdicta prohibitoria, т.е. запретительные интердикты, потому что они запрещают лицу нарушать владения другого лица, в то время как интердикты, направленные на возвращение утраченного владения называются interdicta restitutoria, т.е. восстановительные интердикты, так как они предписывают определенному лицу восстановить владение. Тот же самый интердикт, исходя из обстоятельств, может быть либо запретительным, либо восстановительным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты