Рефераты

Римское право

днако, поскольку судьям трудно было разобраться в массе существующей юридической литературы, императоры стали издавать указы, направленные на систематизацию ее и облегчение пользования ею. Прежде всего, известны два указа Константина (321 и 327 гг.), нацеливавшие судей на необходимость использования сочинений Папиниана и Павла. В 426 г. был принят Феодосием II и Валентином III закон о цитировании (lex Allegatoria). Этот закон придавал юридическую силу сочинениям пяти юристов - Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина и Гая. Кроме того, разрешалось принимать во внимание также сочинения тех юристов, на которых ссылаются эти пять перечисленных выше.

Трудности возникали в практике судей и в случаях использования императорских указов, которые также не были систематизированы, а между тем их число росло с каждым годом все больше. Древнейшая попытка такой систематизации была предпринята Папирием Юстом в правлении марка Аврелия. Этот сборник состоял из 20 книг, но он уже устарел ко времени правления императора Диоклетиана, поэтому неким Грегорианом был составлен новый сборник, получивший название Кодекс Грегориана. В нем были собраны и систематизированы указы императоров от 196 до 295 гг. Кодекс состоял из 14 книг, книги делились на титулы, внутри которых установления были приведены в подлинном тексте и в хронологической последовательности. В нач. IV в. появился новый кодекс, получивший название Кодекс Гермогениана и состоявший из одной книги.

Все эти издания подготовили почву для появления официальных правительственных кодексов. Так, в 428 г. Феодосий II назначил комиссию из 8 человек, которая собрала вместе все постановления Константина и кодексы Грегориана и Гермогениана, что было необходимо для обучения юристов. Для практической деятельности предписывалось комиссии составить сборник императорских постановлений, вышедших после издания кодекса Гермогениана. Новые постановления, появившиеся после издания этого кодекса, назывались novellae leges. Кодекс Феодосия II (Codex Theodosianus) является основным источником по частному Римскому праву. В средние века он действовал на юге Франции (куда не проникла юстиниановская кодификация, определив тем самым существенное отличие этой части, располагавшей писаным правом (droit ecrit), от Северной Франции, где правовая система основывалась на франкских обычаях (coutumes). Реконструкцию Кодекса Феодосия II осуществил Т. Моммзен: Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sermondianis. Ed. Kruger P., Mommsen Th. Berolini, 1905. во втором томе издания содержатся Novellae leges Posttheodosianae - конституции, изданные после 439 г.

После распада Римской империи на Западную и Восточную и завоевания западной половины германскими племенами действие Римского права в Западной части Римской империи не прекратилось. Оно функционировало в среде римского населения, и даже германские короли заботились о создании сборников Римского права для судопроизводства. Так, в 506 г. появились т. н. lex romana Wisigothorum (извлечение из трех вышеназванных кодексов, из Институций Гая, высказываний Павла и т.д.). Этот сборник был предназначен для римских подданных Вестготского королевства и издан Аларихом II. Аналогичный сборник был издан в конце V в. Теодорихом для Остготского королевства. И, наконец, подобный же сборник был издан в нач. VI в. для Бургундского королевства королем Лундобадом.

Вся отмеченная выше юридическая литература свидетельствовала о наметившейся тенденции к кодификации Римского права, тем более, что этого требовали и изменившиеся общественно-политические отношения. Такая попытка была уже предпринята Феодосием II, но осталась до конца не осуществленной. Выполнение этого плана осуществлено Юстинианом и ближайшим его помощником юристом Трибонианом.

Юстиниан задумал пересмотреть все прежние кодексы, удалить из них все устаревшие, а все действующие объединить в одном сборнике. С этой целью Юстиниан в 528 г. составил комиссию из 10 человек, среди которых находился и Трибониан. В 529 г. комиссия выпустила кодекс Юстиниана, заменивший три прежних кодекса. Такую же систематизацию Юстициан решил осуществить и в отношении древнего права, т.е. необходимо было всю имеющуюся огромную литературу пересмотреть, устранить разночтения, расположить в систематическом порядке. В 530 г. Юстиниан поручил Трибониану составить комиссию и осуществить этот план. Трибониан отобрал 15 юристов и к 533 г. вся титаническая работа была выполнена. Появился огромный свод, получивший название Дигесты. Для ученых целей под руководством Трибониана был составлен официальный элементарный курс гражданского права, получивший название Институции. Но пока составляли Дигесты и Институции, появились новые законодательства, что потребовало пересмотреть кодекс Юстиниана и в 534 г. он был опубликован в новой редакции. Выходившие после этого указы получили название новелл.

Все указанные части кодификации Юстиниана должны были составить единый корпус. Однако это произошло лишь в Средние века, когда возродилось учение Римского права (начиная с XII в) и весь свод Юстиниана стал называться Corpus Iuris Civilis.

Рассмотрим отдельно части, составляющие этот свод.

Институции. Источником для их создания послужили Институции Гая. Это было элементарное руководство для учебных целей. Оно состояло из 4-х книг, каждая из которых делилась на титулы с особым заглавием. Каждый титул в современных изданиях делится на параграфы.

Дигесты - это собрание цитат из сочинений юристов, расположенных в систематическом порядке. Всего цитируется 39 юристов и использовано до 2000 сочинений. Все это собрание разделено на 50 книг. Каждая из них делилась на титулы с особым заглавием. Внутри каждого титула цитаты располагаются в известном порядке. Каждая цитата начинается с указания автора и сочинения, из которого она взята. Дигесты представляют собой нечто вроде свода законов.

Кодекс - третья часть Корпуса Юстиниана - представляет собрание императорских постановлений. Оно состоит из 12 книг, каждая из которых делится на титулы с особым заглавием. Книга I содержит постановления, касающиеся церковного права, деятельности различных императорских чиновников; 2-8 книги касаются гражданского права; книга 9 - уголовного права; книги 10-12 содержат положения о государственном управлении. Внутри каждого титула расположены отдельные установления в хронологическом порядке. В каждом установлении отмечается имя издавшего его императора и имя того, кому оно было адресовано.

Новеллы составляют четвертую часть законодательства Юстиниана. Сборник содержал 168 новелл на греческом языке. Издание каждой из частей Кодекса началось с 1529 г. В 1583 появилось полное издание свода Юстиниана, выполненное Дионисием Готофрелом. В этом издании впервые встречается общее название Corpus Iuris Civilis.

Лучшим изданием свода гражданского права Юстиниана является трехтомник, включающий Институции, Кодекс и Новеллы:

Corpus Iuris Civilis. Vol.I. Institutiones. Ed. Krьger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.2. Codex repetitae praelectionis. Ed. Krьger P. Berolini, 1905.

Corpus Iuris Civilis. Vol.3. Novellae Constitutiones. Ed. Schoell R., Kroll G. Berolini, 1954.

Наиболее важным памятником в кодификации Юстиниана являются Дигесты, сохранившие наибольший объем классических юридических текстов. Это был монументальный труд в 50 книгах.1-я книга посвящена общим вопросам права; 2-46 - частному праву; 49 - апелляциям, фискальному и военному праву; 50-я административному праву, юридическим дефинициям и правилам.

Единственной прекрасно сохранившейся рукописью Дигест является Litera Florentina (VI в). Фундаментальное издание Дигест осуществил Т. Моммзен: Digesta Iustiniani Augusti (Mommsen Th) Vol.1-2. Berolini 1866-1870.

Полное собрание Дигест в переводе на русский язык подготовлено и издано редакционной коллегией Центра изучения Римского права Института всеобщей истории РАН и юридического факультета МГУ под руководством д. юр. н. проф. Е.А. Суханова в 2001-2005 гг. См. Дигесты Юстиниана т. I-VII. Отв. ред. и один из переводчиков Л.Л. Кофонов. М., 2001-2005.

Раздел II. Структура и содержание римского гражданского частного права

Глава I. Гражданское общество и гражданское право

1. Субъект права или правоспособность

Структура Римского права включает общую его часть, к которой относятся следующие вопросы: о субъекте права или правоспособности; о предмете или объекте права; о приобретении и потере прав; об осуществлении, нарушении и защите прав. Особая часть Римского права состоит из следующих разделов: вещное право, обязательственное право, семейное и наследственное право.

Начнем рассмотрение общей части Римского права. Сначала речь пойдет о субъекте права или о правоспособности. По естественному закону всякий человек и только человек способен иметь права. В римской юридической практике этот закон понимался с одной стороны ограничительно, с другой стороны - расширительно. По римским представлениям ограничительное толкование правоспособности заключается в том, что не всякий человек обладал полной правоспособностью, а только тот, кто имел т. н. status или caput, т.е. имел гражданские права. Раб не обладал правоспособностью. Женщины, вольноотпущенники (или либертины) и иностранцы не были правоспособными. В этом и заключалось ограничительное понимание естественного закона. Вместе с тем его расширительное толкование заключалось в том, что кроме людей субъектами права могли быть также учреждения. Поэтому люди как субъекты права называются лицами физическими, а учреждения - лицами юридическими. Отсюда и два вида правоспособности: правоспособность лиц физических и юридических.

Римские юристы четко фиксировали начало и конец правоспособности человека (правоспособный субъект назывался persona) О понятии «persona» см. Бартошек М. Римское право: понятия термины, определения. М., 1989. С. 244: persona; Дождев Д.В. Римское частное право. М., 1996, С.252 сл. О правоспособности и дееспособности физических лиц в Римском праве см. также Римское частное право: Учебное пособие.Часть1 / Сост. Д.и.н.,проф. С.К.Сизов, д.и.н.,проф В.М. Строгецкий. Н.Новгород, 2000. С.60 сл.:

правоспособность человека начиналась с момента его рождения;

человек считался рожденным с момента его полного отделения от матери;

ребенок, умерший до полного отделения его от матери, считается как бы никогда и не жившим;

ребенок не должен быть чудовищем (monstrum);

ребенок должен родиться в соответствии с медицинскими правилами и здоровым;

по юридическим правилам, ребенок еще находящийся в утробе матери, считается как бы уже существующим, так как он является лицом возможным. Выкидыш (abortus), хотя бы и живой, не считается лицом. Оканчивается правоспособность человека с его смертью.

Но два положения Римского права оговаривали это правило:

Юридическая личность умершего продолжает жить в его имуществе до перехода последнего к наследнику.

Римский гражданин, умерший в плену, считается умершим в момент взятия его в плен, т.е., когда он еще был свободным.

В Римском праве существовал целый ряд ограничений и условий правоспособности. Правоспособность или юридическая личность римского гражданина состояла из 3-х частей.

Первым условием правоспособности была свобода - status libertatis.

Вторым - право гражданства - status civitatis. Не все свободные люди могли иметь полную правоспособность, но только лица, принадлежащие к римскому народу - cives. В своей правоспособности и дееспособности они руководствовались гражданским правом (ius civile), которое включало четыре основных права: ius conubii - право заключать законный брак, дети от которого будут римскими гражданами; ius commercii - право совершать имущественные сделки; ius suffragii - право голоса в народном собрании; ius honorum - право быть избранным в магистраты.

Правда, постепенно эти права стали распространяться и на другие лица. Так, в конце Республики после Союзнической войны (91-89 гг.) латиняне - жители Италии - получили права римских граждан; затем стали получать права римских граждан жители провинций, а в 212 г. от Р.Х. по эдикту императора Каракаллы эти права потеряли значение привилегии, так как были распространены на всех жителей Римской империи.

Третьим условием правоспособности являлась принадлежность к одному из римских семейств - status familiae. В этом отношении граждане делились на людей своего права (persona sui iuris), т.е. вышедших из-под власти отца и способных самим стать отцами семейств (pater familias) и людей чужого права (persona alieni iuris), т.е. находящихся под властью отца; подвластное лицо не могло иметь имущественных прав.

Все эти условия и составляли “caput” гражданина, т.е. его правоспособность. Если гражданин терял часть своей правоспособности или изменял ее, то он подвергался ограничению правоспособности (capitis deminutio). Согласно римскому праву, было три степени ограничения:

максимальное ограничение наступало при потере свободы (capitis deminutio maxima);

средняя степень ограничения при потере гражданства (capitis deminutio media);

минимальная степень ограничения имела место при перемене семейного положения (capitis diminutio minima).

Римское общество состояло из свободных полноправных граждан, свободных, но неполноправных категорий населения и несвободных, т.е. рабов. Рабство - это форма частноправовой власти господина над несвободным человеком. Раб не являлся юридической личностью. Он мог быть только объектом, но не субъектом права. Власть господина над рабом прошла в Риме длительную эволюцию. В классический период власть господина над рабами была безграничной, особенно при использовании труда рабов в латифундиях или на рудниках. Но уже в эпоху империи сначала под влиянием стоических идей, а позднее под влиянием христианской этики стали принимать законы, направленные на защиту человеческого достоинства рабов. Так, раб мог жаловаться претору на чрезмерное насилие со стороны господина и тогда претор мог заставить рабовладельца продать раба другому господину. Раб не мог быть казнен без суда. За убийство раба господин мог быть наказан как за смертоубийство.

Взгляд на раба как на вещь в Риме никогда не имел своего последовательного логического завершения. Это объяснялось следующим образом:

власть над рабами, особенно, если речь шла не о латифундиях или рудниках, имела много общего с отеческой властью; рабы находились как бы под покровительством господина, подобно домочадцам, находившимся под властью отца;

рабы могли владеть имуществом, если не юридически, тот фактически (peculium, полученный в пользование от господина);

рабы могли иметь своих рабов; государственные рабы имели право совершать завещание на половину своего имущества;

половые союзы между рабами не признавались браком, но считались нравственными и вполне человеческими союзами;

могила раба, как и любого свободного человека, считалась религиозной святыней.

Но при всем при этом раб не считался гражданином и не мог им стать. В лучшем случае он мог стать либертином (вольноотпущенником). Источниками происхождения рабства были: взятие в плен и связанная с этим купля-продажа рабов; рождение в состоянии рабства. Однако, если в период беременности рабыня, хотя бы в течение короткого времени была свободной, то ребенок ее оставался свободным. Рабыня, бывшая конкубиной (сожительницей) господина до его смерти, получала свободу вместе со своими детьми. Свободный человек, из своекорыстных соображений выдававший себя за раба, в наказание оставался рабом.

Пути выхода из рабского состояния в Риме были следующие: манумиссия - отпуск раба на волю по решению господина с помощью завещания, усыновления. Раб мог стать свободным и без воли господина, т.е. по решению государства. Пленник, каким бы то ни было способом возвратившийся из плена, снова получал права гражданства.

В конце Республики в начале Империи в Риме появилась новая категория зависимого населения - колонат. Колонат являлся формой государственно-правовой зависимости. Сущность его состояла в том, что человек был прикреплен к конкретному участку чужой земли, не мог покинуть его и должен был его обрабатывать. За пользование землей колон платил ежегодный оброк - канон. Различие между рабом и колоном было в том, что колон был человеком свободным и правоспособным: он мог обладать собственностью. Однако он должен был считаться с волей господина; колоны платили государственные налоги; брак колона считался законным союзом со всеми юридическими последствиями. Сходство колона с рабом состояло в том, что колон подлежал телесному наказанию подобно рабу. Владелец земли мог добиваться возвращения на свою землю беглого колона, равно как и беглого раба. О происхождении колоната можно говорить, уже начиная со времени ранней империи. Правда, в этот период получила развитие квазиколонатная система, когда к земле прикрепляли рабов. Позднее при Северах, приток рабов стал сокращаться, свободное население стало покидать страну вследствие тяжести налогов, поэтому правительство стало прикреплять к земле свободных людей.

В Риме в республиканский период существовало различие между свободно рожденными и вольноотпущенниками. Последние не имели права голоса и права быть избранными на различные должности. Лишь со времени империи это различие стало стираться. Отношение между вольноотпущенником и его бывшим господином характеризовались как отношения клиента и патрона.

С правоспособностью тесно связаны честь и бесчестие. Первоначально вопрос о чести находился в ведении цензора, впоследствии случаи бесчестия были определены в преторском эдикте. Бесчестными лицами по суду с ограничением правоспособности считались: присужденные к наказанию в суде; осужденные за воровство, грабеж, разбой, убийство и т.д.; военнослужащие, исключенные со службы за бесчестие; осужденные за недобросовестность в связи с опекой; нарушения обязательственных отношений, связанных с договором о товариществе и т.д.; осужденные за лжесвидетельство. Бесчестными лицами на основе общественного мнения считались: неверная жена; вдова, нарушившая траурный год; опекун, женившийся или женивший сына на опекаемой девушке до сдачи отчета. Лица бесчестные по суду лишались всех политических прав. Что касается религии, то со времени победы христианства нехристиане и отступники стали ограничиваться в правах.

В Риме родство также оказывало влияние на правоспособность. В римском праве различалось гражданское родство (агнатское) и естественное или кровное родство (когнатское). В царский и раннереспубликанский периоды только гражданское родство давало право наследования и опеки. Приоритет когнатского права стал утверждаться сначала в преторском эдикте, окончательно же когнатское родство было уравнено с агнатским только в правление Юстиниана.

Римские юристы разработали понятие юридических лиц. Под юридическим лицом римляне понимали союз лиц, имеющих общий интерес, отдельный от интересов каждого из его членов, причем субъектом прав является сам союз. В Римском праве выделялись следующие виды юридических лиц К этому см. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 268 сл.:

казна (сначала aerarium populi - государственная казна, затем в виде fiscus - имперская казна);

общества политического характера (городские и сельские общины, провинции)

религиозные союзы (церковь);

экономические союзы (цехи, откупщики и т.д.)

союзы общежительные (клубы);

благотворительные учреждения.

Римское право не признавало юридическое лицо ответственным за преступления своих членов. В Европе до принятия Кодекса Наполеона и Германского гражданского Уложения признавалось, что юридическое лицо ответственно за вред, причиненный его членом. Некоторые юридические лица возникали самостоятельно, например, государство; другие возникали или по распоряжению властей, или по частному договору (при наличии 3-х лиц). Функционирование юридических лиц, согласно Римскому праву, прекращалось либо по распоряжению государственной власти, либо по единогласному решению членов, либо со смертью всех членов.

2. О предметах или объектах прав

Объектами гражданских или частных прав являются:

1) части материальной природы, т.е. вещи. Полное господство над вещью является правом собственности на эту вещь; ограниченное же господство называется правом на чужую вещь;

2) объектом гражданских прав является право на лицо. Человек может иметь права только на чужие лица, а не на свое собственное. Право это не может быть таким полным как вещное, так как объектом права в данном случае является человек как лицо правоспособное;

3) объектом гражданских или частных прав является также право на имущество. Имущество лица состоит из прав на вещи и прав по обязательствам. Имущество понимается как в естественном, так и в юридическом смысле. Имущество в естественном смысле является совокупностью прав лица без его обязательств. Под имуществом в юридическом смысле понимается совокупность всех материальных правоотношений данного лица.

Римские юристы разработали понятия о приобретении и потере прав. Приобретение прав может быть оригинальным и производным. Приобретение права считается оригинальным, если оно совершается независимо от права другого лица; если это право не существовало, например, при завладении бесхозной вещью, так же при договоре. Приобретение права считается производным, если оно производится от другого лица. Лицо, передающее право, является автором этого права. Производное приобретение права называется преемственностью, если к приобретателю переходит то право, которым владел его автор. Преемственность бывает единичной, если каждое из приобретаемых прав переходит к приобретателю отдельно по особому акту. Преемственность может быть всеобщей, если одно лицо принимает от другого все имущество как одно целое. Производное приобретение прав может также распространяться не на все права предшественника, а только на отдельную часть их, например, при сервитутах. Прекращение права может быть полным (потеря права) и неполным (ограничение права).

3. Юридические акты

Возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей лиц осуществляется с помощью юридических актов, которым римские юристы придавали большое значение. Юридическим актом называется закономерное и сознательное действие одного или нескольких лиц, ставящее своей целью создать, изменить или прекратить частное право. Юридические акты имеют следующие виды:

а) односторонние, когда на состояние права оказывает воля одного лица;

б) двух - или многосторонние, когда на право влияет согласованная воля двух или нескольких лиц (договор);

в) юридические акты бывают возмездными, где приобретение права одной стороной предполагает отчуждение другой; безвозмездными, дающими частное приобретение;

г) акты между живыми людьми (inter vivos) и акты по случаю смерти (mortis causa).

Юридические акты имеют силу при следующих условиях:

а) лицо, совершающее акт, должно быть способно к юридическим действиям;

б) акт, должен иметь надлежащую форму;

в) акт должен выражать действительную волю лица, совершающего его;

г) воля этого лица должна быть свободной;

д) содержание акта должно допускать исполнение его.

Римские юристы придавали большое значение способности лица к юридическим действиям. Юридической дееспособностью может обладать только лицо, имеющее разумную волю. Неспособными к юридическим актам Римское право признавало: детей до 7-ми лет, безумных и сумасшедших, несовершеннолетних (несовершеннолетние, согласно Римскому праву были неспособны к актам приобретения; совершеннолетие по Римскому праву наступало с момента, когда возникала способность к деторождению, т.е. приблизительно в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин; полное совершеннолетие наступало в 25 лет). Неспособными к юридическим актам считались лица, признанные по суду расточителями. Лица, имеющие физические и психические недостатки (глухота, слепота, и т.д.); женщины не могли совершать юридические акты без содействия опекуна. Лишь со времени Юстиниана женщина была уравнена с мужчиной.

Особое значение имела также форма юридических актов. Она могла быть произвольной и необходимой. В силу этого юридические акты делились на неформальные и формальные. При совершении формальных актов необходимо придерживаться строго определенной формы. В древнем Римском праве господствовал строгий формализм. В праве Юстиниана старые формы заменило судебное засвидетельствование. Строгая форма при совершении юридических актов полезна, прежде всего, потому что вызывает более серьезное и обдуманное отношение к акту, строго отделяет окончательный момент совершения акта от предварительных моментов, облегчает доказательство совершения акта и придает ему гласность.

При совершении неформальных актов выбор формы зависит от произвола лица, совершающего акт, лишь бы в этой форме выражалась определенная воля лица, которая может быть представлена прямо, посредством письменной или устной речи, либо движением тела, наклоном головы, знаком руки; или непрямо, если она выводится из действия, допускающего различные заключения, при этом молчание принимается за знак согласия.

Субъект права не всегда может заключить сделку сам и нуждается в том, чтобы его интересы представляло другое лицо. Это может быть связано с отсутствием субъекта права в нужном месте (тогда как дела требуют срочных решений) или с дефектом статуса - недееспособностью, когда, обладая правомочием, субъект не может воплотить его в волеизъявлении. Представителем или заступником в юридических сделках является тот, кто в юридических актах выражает свою волю, но во имя и за счет представляемого, так что юридические последствия относятся к представляемому. Представителем в этом смысле не считается лицо, просто передающее волю другого лица (nuntius). Представительство может быть необходимым, если представляемый - лицо недееспособно (малолетний ребенок, женщина, безумный и т.д.) и свободным. Свободное заступничество Римское право не допускало. Впоследствии при формальном процессе это правило обходили тем, что представитель совершал юридический акт на свое имя, а затем переуступал принятые на себя права и обязанности представляемому. Безусловно, недопустимо было заступничество при приобретении наследства по гражданскому праву, при совершении завещаний и при актах семейного права (брак, усыновление и т.д.). Среди современных теорий о представительстве, возникших уже в новое время, наиболее распространенными являются три. Согласно первой, сделка представителя считается продуктом воли представляемого. Вторая теория утверждает, что сделка представителя является продуктом воли только представителя; и, наконец, в соответствии с третьей теорией, сделка считается продуктом обоюдной воли, как представителя, так и представляемого (при широком полномочии имеет большее значение воля представителя; при специальном полномочии - воля представляемого) См. Дождев Д.В. Ук. соч. С. 272 сл..

Действительная воля лица и выражение ее в юридическом акте должны быть согласны между собой. Нарушение такого согласия может быть намеренным, если при совершении акта сознательно производят действие, несогласное с волей лица (притворство) или же согласное с волей, но для другой цели (произнесение формулы при изучении, в шутку и т.д.). Общим правилом считалось, что об акте судят не по словам, а по воле лиц, совершивших акт. Ненамеренное нарушение согласия называется заблуждением. Заблуждение может произойти в случае, если ошибаются в смысле и значении того, что утверждают (error in iudicando) или же в случае описки и оговорки при выражении воли (error in faciendo). На силу сделки оказывает влияние не всякое заблуждение, а только то, которое касается существенных пунктов сделки. Существенными считаются заблуждения в самой сущности сделки (вместо акта дарения - совершается заем), заблуждение относительно лица, с которым совершается акт, или заблуждение относительно предмета сделки. Но поскольку могут быть и другие случаи, когда возникает заблуждение, поэтому в современном праве существенным считается то заблуждение, которое помешало бы заключению сделки, если бы заблуждающийся знал истинное положение дел.

Относительно последствий существенных заблуждений в современном праве есть три наиболее распространенных теории. Первая называется волевой или субъективной; согласно ей, последствием заблуждения является ничтожность сделки, так как сделка считается осуществлением действительной воли участников. Вторая теория называется объективной. Согласно ей, заблуждение не уничтожает сделки. В то время как первая теория благоприятствует заблуждающемуся, вторая является более благоприятной противной стороне. Третья теория - теория доверия или оборота. Согласно ей, при дарении и завещании заблуждение уничтожает сделку, причем оспаривающий обязан уплатить контрагенту убытки.

Важно различать мотивы и цель сделки. Под мотивами сделки подразумеваются те многообразные расчеты и соображения, которые побуждают кого-либо вступить в сделку. Мотивы сделки не свободны, если юридический акт совершен под влиянием принуждения или заблуждения. Принуждение может быть физическим, если оно совершенно уничтожает свободу воли. Психическое принуждение (угроза лишить жизни, свободы, повредить семье) не уничтожает юридического акта; но лицо, совершившее акт под угрозой, защищается: а) возражением против иска по этому акту (exceptio quod metus causa); б) иском (actio quod metus causa); в) восстановлением в прежнее положение (in integrum restitutio).

Под заблуждением понимается противоречие между сознанием и объективной истиной. В юридическом отношении заблуждение и незнание имеют одинаковое значение, заблуждение может произойти или при выражении воли или в мотивах сделки (заблуждение относительно выгодности сделки). Это заблуждение не оказывает влияния на силу акта. Но заблуждение при завещании делает акт ничтожным. Особенное значение имеет заблуждение, если оно вызвано обманом. Обманутый защищается или возражением (exceptio doli), или иском (actio doli), или восстановлением в прежнее положение (restitutio in integrum). Различают заблуждение извинительное и неизвинительное. Извинительным считается ошибка в факте; неизвинительным считается заблуждение в самом праве или незнании его. Не знать права разрешалось только несовершеннолетним; женщинам, когда дело касалось защиты их от вреда, а не приобретения выгоды; военнослужащим и совершенно необразованным лицам.

Римское право различало сделки материальные и абстрактные. Материальными сделками называются такие, последствия которых наступают только при наличии основания сделки (купля-продажа; если оказывается, что проданная вещь уже во время заключения договора не существовала (дом сгорел), то и обязательство покупателя уплатить цену уничтожается за отсутствием материального основания). Абстрактными сделками называются те, последствия которых наступают и при отсутствии основания сделки (формальное обещание, формальная передача или приобретение в собственность и установившееся издавна мнение или привычка; достаточно доказать, например, что форма стипуляции соблюдена - dare spondeo, чтобы кредитор получил право взыскать с должника деньги независимо от того, взял ли их должник в действительности. Важнейшей абстрактной сделкой в современном праве является вексель. Преимущество абстрактных сделок в том, что они облегчают предъявление иска и оборот имуществ.

4. Содержание юридических актов и условия их действия

Рассмотрим содержание юридических актов и их составные части: существенные, обыкновенные и случайные. Содержание юридического акта должно удовлетворять следующим условиям:

1) оно должно быть исполненным,

2) не должно противоречить праву и нравственности,

3) совершающий акт не должен распоряжаться тем, чем он не в праве распоряжаться. Поэтому акты, противоречащие таким условиям, недействительны (продажа имущества невладельцем). В содержании юридических актов различают следующие три части: а) существенные, которые придают акту значение именно этого акта (при завещании - назначение наследника); б) обыкновенные, которые сами собой разумеются при данном акте (при займе - обязательство заемщика возвратить предмет, равный взятому); в) в случайные, т.е. зависящие от воли лиц, совершающих акт и изменяющие обыкновенное действие акта. Сюда относятся:

1) условия,

2) сроки,

3) предназначение целей, на которые отчасти должен быть употреблен предмет акта.

Рассмотрим более подробно содержание третьей части. Условие (condictio) является случайной частью договора, в силу которой действие юридического акта ставится в зависимость от наступления какого-либо события (событие это также называется условием). Условия разделяются на суспензивные и резолютивные. Условие называется суспензивным, если от него зависит начало действия юридического акта, т.е. юридический акт вступает в силу только в том случае, если происходит такое-то событие. Условие называется резолютивным, если от него зависит конец акта, т.е. юридический акт теряет свою силу, если наступает такое-то событие. Юридический акт находится в зависимости от того:

1) исполняется ли условие;

2) находится ли оно в нерешительном положении;

3) или же оно не исполняется.

При условии суспензивном юридический акт получает полную силу, если условие исполнилось; не вступает в силу, если условие не исполнилось; если же условие находится в нерешительном положении, то договор все-таки имеет известную силу в том отношении, что обе стороны ограничены в своих действиях, касающихся содержания юридического акта. При условии резолютивном юридический акт теряет свою силу, если условие исполнилось, вступает в полную силу, если условие не исполнилось и если условие находится в нерешительном положении, то продолжает действовать до наступления условия.

Условие может считаться исполнившимся и не исполнившимся. Условие исполнившееся может быть положительным и отрицательным. Положительным оно является тогда, когда событие, составляющее условие, наступает согласно воле составителя акта. Отрицательное условие может быть исполнено различными способами:

1) если условленное время прошло, а событие, составляющее условие не наступило, например, кто-либо получил наследство с условием не пьянствовать в течение года - и он не пьянствовал;

2) если событие делается невозможным;

3) если лицо, получившее право под отрицательным условием умирает, не совершив запрещенного.

Не исполнившееся условие считается по закону исполненным в трех случаях: а) если лицо, в пользу которого вставлено условие, отказывается от него; б) если что-либо мешает рабу, условно отпущенному на волю, исполнить условие; в) если исполнению условия мешает лицо, заинтересованное в его неисполнении. Условием может быть установлено событие или действие невозможное. По Римскому праву такое условие уничтожает акт, совершенный между живыми людьми, но при актах на случай смерти уничтожается само это условие.

К случайным частям юридического акта относятся также его сроки (dies). Сроком называется временное ограничение действия юридических актов. Может быть назначен срок или для начала действия акта или для конца его. Срок или отдаляет действие акта на некоторое время или допускает его действие только до известного времени. Срок определяется или временем или каким-либо неизбежным событием.

Согласно Римскому праву, в актах на случай смерти и при дарениях между живыми часто вставляются распоряжения, указывающие на какую цель следует употребить часть завещанного или подаренного имущества. Такие распоряжения обязательны. Эти добавочные статьи носили название modus - цель.

Юридический акт может быть недействительным либо во всех отношениях - ничтожный акт, или только относительно - в том смысле, что он опровержим, например, если он совершен под влиянием обмана. Акт может быть недействителен или с самого начала - если ему не достает существенного условия; или же может стать недействительным впоследствии - в случае возражений.

5. Нарушение, осуществление и защита прав

Действия, противозаконно нарушающие права других лиц, римские юристы называли действиями недозволенными. Вред, причиняемый этим другому лицу, выражается большей частью в уменьшении имущества, а также других благ. Следствием такого нарушения прав другого лица является обязанность вознаградить за вред, а часто и уплатить штраф. Противозаконность недозволенных действий может быть двоякая: или без вины со стороны действующего лица (например, завладение вещью без сознания, что она чужая), или же по вине его. Вина (culpa) бывает двух родов: а) dolus - злостное намерение повредить другому; б) neglegentia - небрежность, недостаток осторожности. Римские юристы различали грубую вину (culpa lata), что считали результатом несоблюдения осторожности всяким обыкновенным человеком; и легкую вину (culpa lеvis), которая рассматривалась как следствие несоблюдения осторожности приличной порядочному хозяину. Dolus и culpa назывались in faciendo - если вина произошла от действия лица, и in non faciendo - если причиной ее было бездействие лица.

Римляне придавали большое значение времени, влиявшему на происхождение и прекращение прав, потому что время часто является причиной возникновения и прекращения прав. Так добросовестное владение в течение известного времени дает владельцу право собственности; бесспорное владение сервитутами в течение определенного времени создает право на них; непользование сервитутами в течение определенного срока влечет за собой потерю их; лицо, не вчинившее иск в продолжение известного срока, теряет право на этот иск; пользование с незапамятных времен известными дорогами, водопроводами и полевыми защитными сооружениями против вреда дождевой воды - создает право на них.

Исчисление времени римляне производили двояким способом: согласно гражданскому исчислению (civilis computatio), самым малым моментом времени считался день - от полуночи до полуночи. Окончанием законного периода времени в данном случае признается начало последнего дня; иногда же конец его. В соответствии с естественным исчислением (computatio naturalis) время определяется от момента, например, при определении совершеннолетия - решающее значение имеет час рождения. При потере прав, из общего счета дней, выпускаются те дни, когда лицо, теряющее право, ничего не могло предпринять для сохранения его (например, при годичных сроках). Такое время называется tempus utile.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты