Рефераты

Римское право

. Государственный строй Рима

Основными институтами древнейшего государственного строя Рима были царь, сенат и народное собрание.

Царь (rex) являлся верховным правителем государства. Он сосредоточил в своих руках военные, административно-правовые и жреческие полномочия. Царская власть была выборной. После смерти царя в момент междуцарствия (interregnum) верховная власть в государстве переходила к сенату. Сенат избирал комиссию из 10 человек, которые правили поочередно (по 5 дней каждый) в государстве до тех пор, пока не был намечен кандидат в цари. Царя избирало народное собрание. После избрания царь проходил особый обряд, который назывался инаугурацией (inauguratio, посвящение - термин связан с гаданием специальных жрецов авгуров по полету птиц). В соответствии с этим обрядом царь приобретал жреческие функции.

Рядом с царем действовал сенат (senatus). Сенаторами были предводители патрицианских родов, поэтому они и назывались (patres). Сенат был совещательным органом при царе. Решения сената назывались (senatus consulta), т.е. советы сената.

Третьим институтом было народное собрание (comitia), т.е. собрание всех взрослых (способных носить оружие) полноправных граждан патрициев. Собрания назывались куриатными (comitia curiata), потому что в основе их было деление по куриям. Народное собрание созывалось по инициативе царя.

3. Религиозные отношения в Риме

Римляне очень рано стали отделять право человеческое, светское (ius humanum) от божественного права (ius divinum). Но римская религия оказывала существенное влияние на общественную жизнь. Поэтому рядом со светским правом существовало религиозное право. Религия сохраняла большое влияние в семейных отношениях. Дело в том, что каждая патрицианская семья имела свой культ предков, души которых, согласно верованиям римлян, продолжали жить возле домашнего очага и нуждались в жертвоприношениях.

Большое значение в жизни государства имели т. н. (dies nefasti) дни праздничные, в течение которых нельзя было проводить заседания сената и народных собраний и dies fasti, т.е. присутственные дни. Высшая жреческая власть находилась у коллегии понтификов.

Область публичного права, связанная с делами политическими, тоже не была свободна от влияния религии. И в этой области никакое дело не могло возникнуть, не будучи освященным. Для этого использовался институт гаданий (auspicia), были специальные жреческие коллегии, которые по полету птиц (авгуры) или внутренностям жертвенных животных (гаруспики) узнавали волю богов. Вопросы международных отношений курировала специальная жреческая коллегия фециалов, которые вели переговоры с неприятелем, скрепляли мирные договоры клятвами и жертвоприношениями.

4. Экономические отношения в Риме

Рим формировался как гражданская община (civitas). Экономической основой ее была общественная собственность (ager publicus) и семейная собственность, ставшая впоследствии индивидуальной, а затем частной собственностью на землю. К моменту возникновения Рима родовой собственности не существовало. В Риме в это время утверждалось право семейной собственности. В Риме долго сохранялось представление о том, что тот или иной участок земли принадлежал патрицианской семье и был только долей этой семьи в общей земле (ager publicus). Вместе с тем со времени Ромула земля выделялась из ager publicus подушно (viritim), т.е. на одного мужчину зрелого возраста в индивидуальную частную собственность.

В то же время по мере завоевания и приобретения Римом новых земель патрицианским семьям разрешалось, прежде чем новые земли будут включены в ager publicus, приобрести часть этой земли на основе (occupatio) оккупации. На условиях оккупации можно было получить столько земли, сколько патрицианская семья сможет обработать своими силами в течение дня. Эта земля переходила в индивидуальную частную собственность взрослых мужских членов семьи и также была предметом отчуждения.

Плебеи, особенно те из них, кто составлял местное население Лациума и Италии, по-видимому, еще раньше, чем патриции потеряли связь с родом. По этой причине уже в древних памятниках упоминается, что плебеи не имели рода (plebes non habent gentes). Поэтому плебеи, не имея доступа к патрицианским родам и куриям, не имели права и на ager publicus. Но они с исторических времен владели земельными участками, которые превратились в отчуждаемую собственность, т.е. плебеи владели землей на правах assignatio. В отличие от патрициев они не имели права на оккупацию земли.

О количественном распределение земли между отдельными семейными хозяйствами патрициев можно судить на основании цензовой реформы С. Туллия. В первый класс зачислялись граждане, имевшие свыше 20 югеров земли, во второй от 15 до 20 югеров, в третий от 10 до 15 югеров и в пятый от 2 до 5 югеров. Если учесть, что 1 югер равен 1/4 гектара, то люди, имевшие свыше 5га, составляли основную массу крестьянского населения. Слабая прогрессия земельных норм: от 2 до 5, от 5 до 10 и т.д. югеров указывает на то, что большой социальной и имущественной дифференциации в Риме в царский период еще не существовало.

Кроме земледелия в Риме в царский период было развито еще и скотоводство. Часть ager publicus использовалась под общественные пастбища и выгоны. В древнейшее время возникло название Италии как страны телят. Скот первоначально выполнял функцию денег, что подтверждается их названием pecunia (от pecus, что значит скот). Штрафы вплоть до начального периода республики назначались в виде известного количества скота.

Получило развитие и ремесло. С именем царя Нумы Помпилия связывают возникновение в Риме нескольких ремесленных цехов. Получила развитие меновая торговля. В качестве эквивалента торговли стали употреблять слитки меди по весу. Чеканная монета появилась в Риме лишь в начальный период республики. Самой древней монетой был as libralis - acc, равный 327,5 гр. меди.

5. Римское право в царский период

Право как совокупность общеобязательных норм или правил поведения может найти себе выражение в двух основных формах, которые и называют, поэтому источниками права: это обычай и закон. Обычай - это непосредственное проявление народного правосознания, выраженное в нормах, утвержденных самим обществом. Закон - это сознательное и ясное сформулированное повеление уполномоченной на это власти. Наиболее древней нормой является обычай, и поэтому в обществах достаточно долго существовало обычное право. И лишь тогда, когда на основании конкретных наблюдений возникала мысль сознательно установить на будущее время известную норму, как общее правило поведения, тогда появляется закон. Таким образом, обычное право существовало еще в догосударственный период, законы и особенно их запись получают свое развитие уже в условиях государства. Появление закона в истории каждого народа - это важный момент пробуждения социально-правовой мысли и вступление на путь планомерного социально-правового строительства.

Формой обычного права в Риме были т. н. mores maiorum, обычаи предков. Эти обычаи были тесно связаны с религиозными обрядами и нравственными нормами. Но, как уже отмечено, римляне очень рано стали отделять человеческое право от божественного. Первые законы, по-видимому, появились в царский период и были созданы Сервием Туллием.

6. Уголовное право и уголовный суд в царском Риме

Уже в царский период в Риме сложилась система норм, определявших, какие именно деяния признаются преступными, каким наказаниям подвергается преступник. Эта система норм и составляет уголовное право. В отношении совершивших преступные деяния государство в лице своих органов (судебных и полицейских властей) производит расследование, судит и в соответствии с приговором осуществляет наказание. Система норм, определяющих весь этот порядок производства, носит название уголовного процесса. Уже в царский период возникло понятие преступление против общества (delicta publica) и преступление против частных лиц (delicta privatа). Первые рассматривались самим царем или его помощниками. Царь имел неограниченное право наказания. Он выступал и как первая, и в тоже время как высшая, окончательная инстанция. Какой - либо апелляции на его решение не допускалось.

Преступления против частных лиц по общему правилу еще рассматриваются как дело чисто частное самого потерпевшего. Лишь случаи, касавшиеся убийства, подлежали суду царя и его помощников. Но в уголовном праве царского периода сохраняется еще много пережитков обычного права. Так, например, сохранился принцип талиона, т.е. вынесение равного наказания за равное преступление (зуб за зуб, руку за руку, око за око).

7. Гражданский процесс в царском Риме

а) общие положения

Римское право получило свое развитие из правовой процедуры ubi remedium ibi ius, т.е. где есть юридическая защита, там есть право, которое предполагает, что разрешение новых исков претором создавало новое право. Римский юрист был заинтересован только в вопросе, была ли юридическая защита доступной для его клиента. Из решений, полученных в каждом индивидуальном случае, общие правила и принципы были извлечены на последующем этапе развития Римского права.

Правовая процедура возникла, когда некто претендовал на то, что у него было утрачено, и он хотел исправить это положение. На очень раннем этапе самозащита была единственным решением. В этом случае сила заменяла право. Более сильный человек всегда достигал успеха. Поэтому государство стремилось регулировать осуществление самозащиты. Она стала допустимой только после того, как государство удостоверится, что имел место юридический спор, в результате которого стороны соглашались выяснить с помощью установленного процесса, какая из них была более справедливой. Постепенно самозащита была исключена полностью, и государство взяло на себя осуществление юридического решения спора. Но это произошло лишь в период республики и особенно империи.

Функции правовой процедуры были двойственными. Сначала предусматривалось получение решения юридического спора, но могло иметь место принуждение наказания в случаях, когда ответчик проигрывал свое дело, но не желал добровольно удовлетворить требования истца.

Процедура, принятая в юридическом диспуте, заключалась в следующем: Во-первых, обе стороны, истец (actor) и ответчик (reus), должны явиться пред соответствующей инстанцией. Обе стороны должны быть свободными римскими гражданами в зрелом возрасте.

Во-вторых, юридический диспут должен быть выражен в виде определенной формулы. Первоначально это осуществлялось посредством произнесения предусмотренных формулой слов и исполнения соответствующих действий, но позднее в эпоху республики и империи посредством использования документов.

В-третьих, доказательство должно быть представлено на рассмотрение, и каждая сторона защищала свое дело. В царский период истец и ответчик защищали это своими силами. В эпоху республики и империи по мере усложнения дел и самой судебной процедуры они стали прибегать к услугам судебных ораторов.

Наконец, выносилось судебное решение, оно называлось sententia и могло быть в пользу ответчика оправдательным или в пользу истца обвинительным. В этом случае приговор заключался в уплате денег (для древнейшего времени в уплате виде скота).

Римская правовая процедура делилась на два этапа. Первый этап in iure, т.е. первая часть легисакционного, а позднее и формулярного процесса проходила перед судебным магистратом, которого стали избирать уже в царский период. Он решал отказать в иске, если отсутствовала какая либо законодательная основа (denegratio actionis), или предоставить его истцу. Если ответчик подчинился этому процедурному требованию, стороны заключали соглашение (litis contestatio) и далее следовала вторая фаза производства перед судьей (apud iudicem), который, выслушав обе стороны, выносил решение (sententiae iudicis). Более подробно о двух этапах римского судопроизводства (in iure и in iudicio), см. ниже.

Итак, после того как содержание судебной тяжбы было сформулировано и стороны согласились явиться в суд, ни одна из них более не имела права вносить какие либо изменения в содержание спора. Наиболее важным результатом формулы litis contestatio было положение, ставшее одним из главных принципов Римского права de eadem re ne sit actio (или ne bis in idem), т.е. дважды по одному и тому же делу иск недопустим.

Первый шаг в любом судопроизводстве - это вызов в суд (in ius vocatio). Инициатива принадлежала истцу, который, произнося слова, предусмотренные формулой, обращался с призывом к ответчику. Если ответчик отказывался явиться в суд, истец мог привести его насильно.

Если ответчик не мог или не хотел явиться немедленно, он мог найти поручителя (vindex), который бы поручился в том, что он явится в назначенный день. Если же, несмотря на заверения поручителя, ответчик не явился в суд, то истцу предоставлялось право заявить иск против поручителя о возмещении вреда (actio in factum).

Если ответчик не явился и не представил поручителя, претор мог санкционировать право истцу вернуть во владение имущество ответчика (missio in possessiones).

Итак, если приговор суда не оправдывал ответчика, то принудительное исполнение приговора суда (executio) являлось процедурой, которая должна была последовать, для того чтобы придать силу приговору.

Древнейшим судебным процессом в Риме был легисакционный процесс (legis actio). Римляне использовали процессуально - правовой акт древнейшего права, доступный только римским гражданам, с определенными торжественно произносимыми формулами и символическими действиями, которыми открывался судебный спор, или исполнительное производство. Эти формальности восходили к религиозным ритуалам, но затем уже в республиканскую эпоху после принятия законов XII таблиц были воплощены в законах.

Зафиксированные формулы могли обеспечить рассмотрение только ограниченного числа казусов и строгий формализм не позволял расширить число новых судебных споров.

б) содержание легисакционого процесса

Главным источником наших сведений о древнем гражданском процессе является римский юрист II в. от Р.Х. Гай, который касается этого вопроса в своем сочинении "Институции" (IV.11-29). Как уже говорилось, древнейшей формой гражданского судопроизводства была процедура legis actio. Это формула предусматривает, что иск, обусловленный законом, был ритуальным утверждением обвинения и его опровержения перед магистратом.

Ход дела мог быть различным в зависимости от формы legis actio. Гай выделил пять таких форм, хотя не все из них в равной степени были объяснены. Древнейшей и более распространенной формой легисакционого процесса был процесс - пари (legis actio sacramento). Эта форма могла быть использована как в отношении вещи, так и в отношении лица, т.е. разрешала споры касающиеся права на вещи или личного права.

В споре о праве на вещь обе стороны являлись к судебному магистрату вместе со спорной вещью (недвижимость была символически представлена ее частью, например, участок - куском дерна). Истец, держа в руке прут (vindicta), брал вещь и произносил торжественную формулу, в которой утверждал, что вещь принадлежит ему по квиритскому праву, и касался ее прутом (vindicatio). Если ответчик делал то же самое (contravindicta), магистрат предлагал обоим не касаться вещи и отвести свои прутья. Затем каждая из сторон должна бала внести процедурный денежный залог (sacramentum) в 500 ассов при стоимости спора не менее 1000 ассов, в остальных случаях - 50 ассов. Если не было возможности сделать это в данный момент, то лицо могло прибегнуть к услугам поручителя.

Затем магистрат присуждал владение вещью одной из сторон, которая впрочем, должна была дать другой стороне гарантию, что в случае проигрыша выдаст вещь вместе с плодами. После всех этих строго формальных действий магистрат назначал судью. Этим спором устанавливалась формула litis contestatio и производство in iure заканчивалось. Задачей судьи было установить в процессе состязания сторон in iudicio, чья сторона выиграет процесс и кому будет принадлежать залог.

Итак, legis actio sacramento in rem Вещный иск посредством присяги, известный по подробному описанию Гая (Гай, 4.16). (т.е. в отношении вещи) защищал абсолютные права: отеческую власть (patria potestas), абсолютную власть отца над членами семьи, свободными и рабами (manus), суверенную власть отца над лицами, подвластными ему (mancipium), право собственности (dominium), право свободы (libertas); legis actio sacramento in personam (т.е. в отношении лица) защищал обязательственные притязания.

Другой формой легисакционнго процесса была legis actio per iudicis arbitrive postulationem, введенная только для некоторых личных исков (actiones in personam). В этом случае, если ответчик отвергает притязание истца, тот без каких-либо формальностей и без использования sacramentum предлагает претору тотчас назначить судью. Эта форма легисакционнго процесса делала процедуру судебного разбирательства менее дорогостоящей и более быстрой.

Третий вид судебной процедуры легисакционного процесса - legis actio per condictionem - был утвержден уже во времена республики законами Силия и Кальпурния ок. 200г. до Р.Х., хотя, по-видимому, существовал и в более ранний период. Судебное разбирательство в этом случае касалось специальной суммы денег (certa pecunia) или специфической вещи (certares). После вызова в суд истец защищал свое право, произнося установленную формулу, требуя, чтобы, ответчик возвратил ему определенную сумму денег или определенную вещь. В случае если ответчик отвергал его иск, требовалось, чтобы в течение 30 дней (die condicto - отсюда название иска) обе стороны снова явились к претору, который должен назначить судью. В этом виде судебной процедуры также отсутствовал sacramentum, но истец и ответчик устанавливали определенный штраф, который доставался выигравшей строке.

В случае если выигрывал истец, а ответчик отказывался добровольно исполнить приговор, то это вело к персональному судебному принудительному взысканию в соответствии с четвертым видом легисакционного процесса, т.е. legis actio per manus iniectionem. Это была старейшая и наиболее важная процедура для исполнения приговора, направленного на лицо, осужденное (iudicatus), т.е. на ответчика, который формально признал иск in iure (confessus). После вынесения приговора или confessio, т.е. признания искового требования, устанавливалась 30-дневная отсрочка, после которой выигравший спор истец-кредитор приводит потерпевшего ответчика-должника к претору посредством вызова в суд (in ius vocatio) и налагает на него руку (manus iniectio). Вместе с тем он говорил, в соответствии с установленной формулой, что, так как должник обязан уплатить ему определенную сумму денег и так как эти деньги не были уплачены, поэтому он арестовывает этого человека. С этого момента должник терял право защищаться самостоятельно, но за него мог заступиться поручитель (vindex).

Если этого не происходило, магистрат передавал должника кредитору, который заключал его на 60 дней в домашнюю темницу и мог наложить на него оковы. В конце срока он должен был в течение 3-х базарных дней приводить должника к магистрату и публично объявлять сумму долга в надежде, что кто-то заплатит ее, чтобы освободить должника. Если этого не случилось, кредитор мог убить должника или продать за Тибр как раба. Если было несколько кредиторов, они могли разрубить должника на части. Сообщая об этом,, Авл Гелий (Аттические ночи. XX. I. 48.) подчеркивал, что «он не читал и не слыхал, чтобы в старину кто-нибудь был разрублен на части». Начиная с конца III в. до Р.Х., убийство или продажа должников в рабство более не практиковались, и приговоренный должник теперь не отвечал своим телом и свободой. Он был обязан отрабатывать в доме кредитора сумму своего долга.

Если истец допустил ошибку и ответчик незаслуженно был осужден или не признавал иск, тогда поручитель мог представлять интересы ответчика и защищать его. Поручитель занимал место ответчика, а первоначальный ответчик освобождался и никаких действий не принимал в течение дальнейшего судебного производства. Новый процесс происходил между истцом и поручителем ответчика по вопросу должен ли первоначальный ответчик признать иск и быть осужденным или ему должен быть вынесен оправдательный приговор. Если решение принималось в пользу истца, поручитель должен был уплатить первоначальную сумму долга в двойном размере.

Пятым видом легисакционого процесса был legis actio per pignoris capionem. Этот вид представлял собой внесудебное принудительное взыскание имущества, разрешавшееся в исключительных случаях при некоторых требованиях публичного или сакрального характера. Выигравший спор истец завладевал имуществом ответчика, произнося перед свидетелями установленную формулу. Истец удерживал имущество ответчика в качестве гарантии или залога, но не имел право продавать или делать с ним что-либо другое. Более того, этот вид судебного процесса был установлен для ограниченного числа случаев.

8. Реформы Сервия Туллия и падение царской власти в Риме

Развитие римского государства сопровождалось ростом населения, в составе которого увеличивалось число плебеев за счет новых поселенцев. Однако их изолированное от патрициев положение становилось все более ощутимым. Кроме того, усиливалось противоречие между патрицианской знатью и царской властью. Поэтому цари, начиная с Тарквиния Древнего, пытались использовать в борьбе против патрицианской знати плебеев. В условиях острых социальных и политических противоречий римское общество нуждалось в реформах. В них были заинтересованы отчасти и плебеи, и патриции. Патриции не хотели нести одни тяготы воинской повинности, и были заинтересованы привлечь к этому и плебеев.

Плебеи были недовольны тем, что статус гражданина в Риме определялся не его имущественным положением, а происхождением. Главным критерием имущественной самостоятельности в Риме было количество обрабатываемой каждой семьей земли. Поэтому, с одной стороны, чтобы установить соответствующий способ учета поземельных владений, с другой - ослабить влияние патрицианской знати, Сервий Туллий провел реформу административно-территориального деления. Поэтому он заменил старое деление на три трибы делением на 4 городских и 17 сельских триб.

Далее он провел реформу, установившую имущественный ценз, в соответствии с которым все население Рима, как патриции, так и плебеи было разделено на 5 классов. Имущественные нормы, служившие основанием для распределения по классам, известны в позднейшем денежном исчислении от 100 тыс. ассов до 11,5 тыс. Но, вероятно, вначале были нормы землевладения, согласно которым к первому классу относились те, кто владел 20 югерами земли, ко второму - от 15 до 20, к третьему - от 10 до 15, к четвертому - от 5 до 10 и к пятому - владение менее 5 югерами.

Была проведена и военная реформа, согласно которой каждый из классов выставлял известное количество военных подразделений - центурий (т.е. сотен).1-й класс - 80 центурий, 2-4 классы по 20 и 5-й -30 центурий. Все центурии делились на юношей и взрослых мужчин. Первые составляли основную боевую линию, вторые - резерв. Кроме этих классных центурий, было еще 18 центурий всадников, набиравшихся из граждан первого класса, 2 центурии мастеров, 2 центурии музыкантов и 1 из т. н. пролетариев, т.е. лишенных средств существования, выполнявшая различные вспомогательные работы. Всего центурий было 193.

Каждый гражданин соответствующего ценза должен был являться на службу со своим оружием; вводился также на случай войны налог (tributum). Хотя патрицианский строй не был уничтожен, тем не менее, он был поколеблен. Появился новый тип народных собраний - comitia centuriata, где участвовали патриции и плебеи. Правда, плебеи не обладали достаточным числом голосов, так как из 193 голосов 98 принадлежало патрициям.

После смерти Сервия Туллия к власти пришел Тарквиний Гордый. Между ним и патрицианской знатью противоречия достигли такого накала, который привел к падению царской власти.

Глава II. Период республики

1.
Общественно-политическая жизнь и государственное устройство республиканского Рима.

Становление республики в Риме сопровождалось утверждением важнейших принципов развития общественно-политической жизни и правовой системы. Среди них едва ли не самым важнейшим можно считать кодификацию и запись Римского права, получившие свое выражение в содержании Законов XII таблиц; утверждение и воплощение в жизнь идеи незыблемости частной собственности и индивидуальной свободы граждан; разработка и реализация следующих важнейших положений презумпции невиновности, составивших основу Римского права:

а) закон консула П. Валерия 509 г., восстановленный в 449 г. законами Л. Валерия и М. Горация о праве апелляции любого римского гражданина, приговоренного магистром к смертной казни без суда и следствия;

б) утверждение принципа, что груз доказательства должен лежать на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает (ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat), причем в ходе судебного разбирательства (audientia) должна выслушиваться и противоположная сторона (audiatur et altera pars).

в) признание основополагающим положения о том, что государство в лице своих магистратов не должно вмешиваться в частную жизнь граждан.

С переходом к республике в ходе борьбы сословий выработались принципы правового государства, основанного на разделении ветвей власти (законодательной исполнительной и судебной) и формировалось в Риме гражданское общество.

В процессе развития Римской республики укреплялась система федеральных отношений, т.е. основанных на договорных отношениях (федерация, федеральный происходят от слова договор - foedus):

а) между самими гражданами;

б) между гражданами и государством;

в) между Римом и италийскими общинами в процессе расширения римского влияния в Италии и создания римско-италийской федерации.

К началу республиканского периода Рим приобрел решительную гегемонию в Латинском союзе, объединившем города Лациума. К середине IV в. до Р.Х. Латинский союз прекратил свое существование. Отныне Рим имел дело с отдельными городскими общинами. Постепенно римляне распространили свое влияние далеко за пределы Лациума. Часть завоеванных земель присоединилась к ager publicus и предоставлялась гражданам на тех или иных правах или использовалась для организации колоний римских граждан. Эти граждане сохраняли право голоса в случае их прибытия в Рим.

По отношению к италийским общинам Рим проводил политику "divide et impera", т.е. "разделяй и властвуй". К III в. до Р.Х. в результате успешных военных мероприятий Рима в Италии сложилась римско-италийская федерация, в которой по отношению к различным италийским общинам использовались разные формы римского господства.

1. Значительная часть италийских городов получила статус муниципиев (municipium, от munera capere, т.е. нести повинности в данном случае в пользу Рима). Они назывались municipia civium Romanorum, т.е. муниципии римских граждан. Это были италийские города, покоренные Римом, но сохранившие самоуправление (magistratus municipa - municipalis). Граждане этих городов (municipes) имели римское гражданство, т.е. были приписаны к одной из деревенских триб. Правовое положение муниципиев было не одинаковым. Выделялись два типа:

а) municipia (civitates cum suffragio et iure honorum), сохранившие прежнею политическую организацию; члены их обладали полноценным римским гражданством; к числу таких муниципиев относились старейшие латинские города и среднеиталийские города (civitates), впоследствии почти все города латинского союза, аристократическая верхушка которых проникла в Римский нобилитет;

б) municipia (civitates) sine sufragio, т.е. без права голоса; жители этих общин сохраняли самоуправление, однако они не имели права принимать участие в голосовании и в выборах в Риме, иногда не имели и conubium (право вступать в брак с римлянами); по мере того как в результате завоеваний число муниципиев увеличивалось, их положение ухудшилось, управление ими перешло к praefecti iuri dicundo; отсюда общепринятое их обозначение: praefectura. К этим муниципиям близко примыкали municipia Latina - некоторые латинские civitates, которым была оставлена самостоятельность после роспуска латинского союза в 338г. до Р.Х.; однако они должны были Риму оказывать военную помощь и отказаться от самостоятельной внешней политики. Они несли военную повинность в особых военных соединениях когортах под командованием римских командиров; их граждане назывались latini prisci, т.е. древние латины; поселившись в Риме, они становились Римскими гражданами по праву ius migrandi.

2. Другую группу и наиболее многочисленную составляли города, получившие название союзников (civitates foederatae). Они не входили в состав Римского государства, но связаны были с Римом только союзным договором. Некоторые союзники выступали на равных с римлянами, заключая с ними равноправные договоры (foedera aequa), в соответствии с которыми каждая из сторон обязывалась помогать другой, и проводили собственную независимую внешнею политику. Другие союзные общины находились в зависимых отношениях от Рима, поскольку римляне заключили неравноправные договоры (foedera iniqua), в соответствии с которыми они оказались в подчиненном Риму положении и обязывались в одностороннем порядке помогать Риму и следовать в фарватере его внешней политики. Жители этих городов оставались для римлян чужеземцами и назывались перегринами (peregrini). Поэтому для их правовой защиты и охраны их имущественных отношений вводились особые нормы, т. н. ius gentium, т.е. право народов, а также утверждалась особая магистратура praetor peregrinus.

3. Последнюю категорию составляли города, которые потерпели в борьбе с Римом решительное поражение. Такие общины потеряли свою внутреннюю самостоятельность и находились под контролем посылаемых из Рима должностных лиц. Они назывались подданными (dediticii, от deditio - капитуляция). Их также римляне считали перегринами, они были лично свободными, но не имели никаких публичных прав. Их правовая ситуация полностью зависела от односторонней воли римлян.

Несмотря на то, что италики были разъединены и находились в разных отношениях с Римом, в начале I в. до Р.Х. они объединились и восстали против Рима. Началась союзническая война. Восстание было прекращено благодаря тому, что по закону 89 г. гражданство было предоставлено всем жителям Италии. Правда, они были записаны в 8 специальных триб, что не давало им значительного влияния в народном собрании.

В период республики власть Рима распространилась и за пределы Италии. Однако в отличие от италийских общин, которые в большинстве своем, являясь союзниками, не теряли внутренней автономии, земли, приобретенные за пределами Италии, попадали в полную зависимость от Рима и назывались провинциями. Управляли этими провинциями проконсулы или пропреторы, т.е. лица, исполнявшие в течение года должность консула или претора. Территория провинции считалась собственностью Рима, поэтому жители провинции платили налог (граждане Рима, как коренные, так и бывших городов латинского союза были освобождены от уплаты налогов). Проконсулы и пропреторы наделялись высшей военной, административной и судебной властью. Нередко положение жителей провинции становилось очень тяжелым, так как они были источником дохода для Рима и объектом часто вопиющей эксплуатации, как для римских должностных лиц, так и для частных предпринимателей.

2. Борьба между патрициями и плебеями

Плебеи, допущенные после реформы Сервия Туллия к службе в войске, оставались бесправными, и их положение даже ухудшилось после отмены царской власти из-за произвола магистратов. Первым таким ограничением был уже упоминаемый lex Valeria (509 г), согласно которому всякий приговор консула или претора, налагающий на кого-либо, смертную казнь, мог быть обжалован в народном собрании. Таким образом, вопрос о жизни и смерти гражданина был изъят из компетенции магистрата.

Но для того, чтобы успешно противостоять патрициям, плебеям необходимо было сплотить свои силы. Так в 494 г. они, объединившись, организовали сецессию, т.е. уход из города. Они ушли на священную гору и там хотели организовать свой собственный город. Патриции пошли на уступки плебеям и приняли новые законы. Главным пунктом этих законов было учреждение должности плебейских трибунов. Им было разрешено избирать двух трибунов, которые должны были их защищать от распоряжений патрицианских магистратов. Кроме трибунов, плебеям было разрешено избирать двух эдилов. Плебейские эдилы и трибуны считались лицами неприкосновенными и священными.

Утвердив свою сословную организацию, плебеи стали добиваться записи законов и в 451 г. были изданы законы XII таблиц. Однако комиссия децемвиров, составлявшая законы, узурпировала власть, и все плебейские институты были ликвидированы. Поэтому плебеи снова организовали вторую сецессию в 449 г. и патриции снова пошли на уступки, восстановив все прежние плебейские учреждения.

По закону Канулея в 445 г. были разрешены браки между плебеями и патрициями. Плебеи стали требовать допуска их к должности консула. Патриции решили ликвидировать консульскую должность и заменили ее выборными военными трибунами с консульскими полномочиями. В число этих военных трибунов могли быть избраны и плебеи. Но патриции оставили за собой власть цензорскую, т.е. составление гражданских списков и распределение граждан по трибам, классам и центуриям. В 421г. было увеличено число квесторов до 4 и к этой должности стали допускать и плебеев. В 367 г. по закону Лициния и Секстия была восстановлена консульская власть, но уже с тем условием, чтобы один из консулов был непременно плебеем. Кроме того, появилась и должность претора, а к двум существовавшим ранее плебейским эдилам были добавлены два патрицианских курульных эдила. Но вскоре и претура и должность курульных эдилов стали доступны также плебеям. В 350 г. плебей мог быть избран на должность цензора, а в 300 г. число понтификов и авгуров увеличилось с тем, чтобы половина избиралась из плебеев. С этого времени борьба между патрициями и плебеями закончилась. Плебеи стали вполне равноправными с патрициями.

Постепенно в Риме стали выделяться семьи, члены которых достигли высших республиканских должностей. Эти семьи объединились в особую общественную группу - нобилей. Им запрещалось заниматься торговлей и промыслами. Нобили становились крупными землевладельцами. Нобили или представители сенаторского сословия носили тогу с широкой красной полосой. Появилось и сословие всадников, занимавшихся торговлей, сбором налогов, мореплаванием. Это была денежная аристократия. Источником пополнения, как всаднической аристократии, так и низших слоев населения стал плебс, т.е. широкие слои свободного трудящегося люда, в т. ч. и пролетариев. Плебс был подвержен дифференциации. Наиболее богатые торговцы, предприниматели, банкиры включались в состав всаднической аристократии.

3. Составные элементы государственной власти в Риме в эпоху республики

Народное собрание. Куриатные собрания потеряли в Риме какое-либо значение. Главной формой народных собраний стали центуриатные собрания, т.е. собиравшиеся по центуриям, установившимся со времени реформы Сервия Туллия. На этих собраниях проходили выборы магистратов. Центуриатные собрания потеряли свои функции как собрания воинов и решали политические проблемы. В это время число центурий в Риме выросло до 375.

Возникли также и трибутные собрания, собиравшиеся по трибам, также возникшим во время Сервия Туллия. В этих собраниях имущественное состояние граждан уже не играло никакой роли. Постановления трибутных собраний носили название плебисцита. Законопроекты вносились в те или другие собрания, в зависимости от того, в каком типе собрания магистрат избирался. Собрания (comitia) приобрели значение законодательного органа.

Сенат. Сенаторы назывались patres conscripti. Предполагают, что patres - это сенаторы из патрициев, conscripti - сенаторы из плебеев, хотя с другой стороны, название patres conscripti может указывать на то, что это те патриции, которые были отобраны царем. За списком членов сената следили цензоры. Общее число сенаторов в начальный период республики было равно 300 членам, во время Суллы их стало 600, а во время Цезаря - 900. Консул или претор созывал сенат и председательствовал в нем. Сенаторов выбирали пожизненно из числа тех римских граждан, которые успешно выдержали cursus honorum, т.е. нормальную временную последовательность, в порядке которой римский гражданин мог занимать высшие государственные ординарные должности (квестор, эдил, претор, консул). Сенат рассматривал вопросы религии, культа, меры общественной безопасности, финансовые вопросы, управление провинциями, осуществление дипломатических отношений и проблемы войны и мира. Сенат являлся высшим исполнительным органом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17


© 2010 Современные рефераты