Актуальные проблемы оценки деятельности и инвестирования субъектов хозяйствования в современной Росс...
Прежде чем дать
свое согласие на внесение любых существенных изменений в положения и условия
какого-либо договора, или на отказ от таковых, или на существенное продление
оговоренных сроков выполнении договора, или на отдачу какого-либо
распоряжения, или распоряжений о внесении изменений (за исключением
случаев крайней срочности), в совокупности увеличивающие стоимость договора
более чем на 15% от его первоначальной цены, заказчик должен получить
согласие Банка на планируемые изменения, отказ от условий, продление сроков
или на отдачу распоряжения о внесении в договор изменений.
Если Банк решает,
что присуждение какого-либо контракта (подряда), сам контракт (подряд) либо
любое изменение такого контракта (подряда) или отказ от его условий вступает в
противоречие с договором займа, он обязан незамедлительно уведомить об этом
заказчика с указанием мотивировки своего решения.
По присуждении
любого финансируемого Банком контракта (подряда), Банк может опубликовать
описание такого контракта, наименование и национальную принадлежность лица,
получившего контракт, а также его стоимость.
6.6 Рекомендательные указания
для участников торгов
Цель рекомендательных указаний
В этом разделе
содержится материал для потенциальных участников торгов, желающих
принять участие в конкурсе на поставку товаров, производство работ,
оказание услуг и выдачу концессий, а также на оказание
консультационных услуг.
Ответственность
за все аспекты заключенных договоров на товары и услуги возлагается на
заказчика. Он рассылает приглашения, получает и оценивает поступившие
конкурсные заявки и присуждает контракт (подряд), который во всех случаях
заключается между заказчиком и поставщиком, подрядчиком или концессионером.
Кроме того, заказчик отвечает за все аспекты заключения договоров с консультантами,
нанимаемыми заказчиком. Банк отвечает за наем своих консультантов.
Функции Банка в процессе закупок товаров и
услуг
Банк
рассматривает порядок производства закупок, документы, отчеты с оценкой конкурсных
заявок, рекомендации о присуждении контрактов (подрядов) и окончательно составленные
контракты (договоры), обеспечивая проведение торгов в согласованном порядке с
учетом требований договора займа. Применительно к крупным договорам (таковыми
обычно считаются договоры свыше конкретной пороговой суммы в евро,
предусмотренной каждым договором займа) договорные документы подлежат проверке
Банком до их публикации. Если в какой-либо момент времени в процессе закупок
товаров и услуг (даже после присуждения контракта) Банк выявляет значительные
нарушения каких-либо существенных позиций согласованного порядка проведения
торгов или делопроизводства по контракту, Банк может также
дисквалифицировать этот контракт и закрыть финансирование на него. Вместе с
тем, если заказчик все же присудил такой контракт (подряд) в отсутствие
возражений со стороны Банка, Банк дисквалифицирует его и лишит его финансирования,
если установит, что отсутствие у него возражений основывалось на
представленных заказчиком неполных, неточных или неверных сведениях о процессе
закупок, или если он установит факты совершения заказчиком или победителем
торгов коррупционных или мошеннических действий. Кроме того, Банк вправе также
дисквалифицировать контракт (подряд) полностью либо частично, лишив его своего
финансирования, если в ходе делопроизводства по контракту выявились факты
отклонения от согласованного порядка выполнения контракта, или если он
установит факты совершения либо заказчиком, либо победителем торгов
коррупционных или мошеннических действий.
Банком
опубликован ряд Типовыхдокументов о проведении торгов применительно
к различным видам закупок товаров и услуг. Заказчикам рекомендуется
пользоваться этими материалами при подготовке конкретных конкурсных документов
по каждому виду закупок товаров и услуг с минимумом изменений и дополнений с
учетом национальных, проектных и договорно-конкретных вопросов и требований.
Сведения о
проведении торгов
Сведения о
возможностях участия в открытых торгах можно получить из общих объявлений о
предстоящих закупках и конкретных приглашений к участию в предквалификационном
отборе или подаче конкурсных заявок. Общие рекомендательные указания о формах
участия, а также предварительно публикуемые сведения о возможностях получения
заказа в связи с предстоящими проектами можно получить в разделе Procurementopportunities на сайте ЕБРР в Интернете (www.ebrd.com), где также предлагается
высказывать свою заинтересованность в участии в крупных консультационных
договорах согласно пунктам.
Рекомендательные
указания для участников торгов
По получении
участником торгов предквалификационной или конкурсной документации, участник
торгов должен, в первую очередь, внимательно ознакомиться с ее содержанием,
чтобы определить для себя, сможет ли он выполнить главные
технико-экономические, договорные требования и условия. Если нет, то не будет
смысла тратить силы и деньги на подготовку и подачу конкурсной заявки. Далее
участник торгов должен критически проанализировать содержание документов
на предмет выявления каких-либо двусмысленностей, пропусков или внутренних
противоречий в них, либо неясных или дискриминационных, или запретительных
формулировок любых позиций в технических требованиях или в других разделах. При
обнаружении таковых, участник торгов должен потребовать от заказчика
разъяснения в письменной форме в течение установленного для этого в конкурсной
документации срока. Копии запросов о разъяснении должны направляться в Банк.
В конкурсной
документации, обычно в инструкциях для участников торгов (ИУТ), излагаются
требования и методика отбора победителя торгов. Если эти инструкции непонятны
или если в них имеются явные двусмысленности или противоречия между
требованиями и методикой, приведенными в ИУТ, и иных разделах конкурсной
документации, например, в разделе технических спецификаций, участник торгов
должен опять же обратиться за разъяснениями к заказчику. Следует подчеркнуть,
что каждые торги, регулируются конкретными конкурсными документами,
публикуемыми заказчиком. Если участник торгов считает некоторые положения
конкурсных документов противоречащими Принципам и правилам закупок товаров и
услуг ЕБРР, он должен поставить этот вопрос непосредственно перед заказчиком,
направив в Банк копию своего запроса.
Участник
торгов должен поднимать все вопросы, связанные с двусмысленностями,
противоречиями, пропусками или любыми иными проблемами такого характера до
истечения последнего срока направления запросов о разъяснениях, если таковые
имеются, как это предусмотрено в ИУТ, чтобы обеспечить подачу полностью отвечающей
всем квалификационным требованиям конкурсной заявки, подкрепленной всей
необходимой документацией. Несоблюдение важнейших технических и/или
экономических требований приведет к отклонению заявки. В этой связи, если
участник торгов пожелает отойти от соблюдения принципиально неважного
требования, либо предложить альтернативное решение, и в этом отношении в ИУТ
конкретных указаний не имеется, его заявка - чтобы она считалась действительной
- должна полностью отвечать требованиям конкурсной документации во всех их
аспектах, а также иметь отдельную пометку о корректировке цены в связи с
согласием на несоблюдение того или иного требования, или на принятие
альтернативного решения. После получения и публичного вскрытия заявок от
участника торгов ему не будет разрешаться менять цену или существо поданной им
заявки.
Конфиденциальность сведений
Процесс оценки
поданных заявок должен носить конфиденциальный характер до момента объявления
победителя, что имеет важное значение, позволяет оценщикам заявок со стороны
заказчика и Банка выполнять свою работу без ненужных помех, а также с учетом
тех отрицательных последствий для рынка, к которым может привести обнародование
определенной информации о торгах. Если на этом этапе участник торгов желает
донести до сведения заказчика, Банка либо обоих какую-либо дополнительную
информацию, он обязан представить ее в письменном виде.
Запросы и жалобы по поводу процесса закупок (закупки,
осуществляемые заказчиком)
Согласно
вышеизложенным рекомендациям участникам торгов предлагается направлять в
Банк копии материалов переписки с заказчиком по проблемам и допросам, связанным
с процессом проведения торгов, либо обращаться и Банку непосредственно в тех
случаях, когда заказчик медлит с ответом или когда участники торгов высказывают
жалобы на организацию заказчиком либо Банком процесса закупок. Все такие
сообщения должны направляться на имя заведующего отделом банковского
департамента ЕБРР, отвечающего за данный проект, а копии их - заведующему
отделом закупок и технических услуг ЕБРР. Полученные Банком до истечения
последнего срока подачи конкурсных заявок письма, как правило, будут
передаваться заказчику на исполнение или ответ вместе с соответствующими
замечаниями.
Работа с
письмами, полученными после вскрытия заявок, строится следующим образом.
Применительно к договорам, не подлежащим предварительному рассмотрению Банком,
письмо будет направлено заказчику на надлежащее рассмотрение и принятие по нему
соответствующего решения, если таковое требуется. Такое решение будет
проверяться о ходе последующего контроля за проектом со стороны сотрудников
Банка. Применительно к договорам, подлежащим предварительному рассмотрению,
Банк рассмотрит данный вопрос и ходе консультаций с заказчиком до завершения
процесса оценки поданных заявок. В случае возникновения потребности в
дополнительных сведениях таковые будут получены от заказчика. Если сведения
или пояснения потребуются от участника торгов, Банк направит заказчику запрос
на них и по мере целесообразности учтет их в отчете об оценке заявок. Банк
будет считать процесс рассмотрения им этих материалов законченным только тогда,
когда вопросы, поставленные в письме, будут полностью рассмотрены и учтены.
За исключением
получения расписки (квитанции) Банк не будет вступать в переговоры или в
переписку с каким-либо из участников торгов в связи с содержанием текущей
оценки в ходе фактического процесса оценки и рассмотрения поданных заявок до
момента объявления победителя торгов.
Запросы и жалобы по поводу процесса закупок (закупки,
осуществляемые Банком)
Просьбы о разъяснении содержания документов, публикуемых
Банком в связи с заключением Банком договоров, должны направляться на имя
сотрудника Банка, указанного применительно к договору в Procurementopportunities на сайте Банка в Интернете.
Жалобы по поводу процесса заключения таких договоров следует направлять в
письменном виде на имя заведующего отделом закупок и технических услуг ЕБРР.
Отчетные
мероприятия после торгов
Если
после объявления победителя торгов какой-либо из участников торгов желает
выяснить основания проигрыша его заявки, он должен направить запрос об этом
заказчику, а копию запроса - Банку. Если заказчик отказывается отвечать на
запрос или если участник торгов не удовлетворен данным ему объяснением и желает
обсудить этот вопрос с Банком, он вправе обратиться с ходатайством к
заведующему отделом закупок и технических услуг ЕБРР об организации официальной
встречи для обсуждения прошедших торгов, направив копию своего запроса
заведующему отделом банковского департамента, отвечающему за проект.
Применительно к
договорам, заключаемым Банком с консультантами, такой запрос должен быть
адресован руководителю операции по данному договору с направлением копий
руководителю отдела консультантов и заведующему отделом закупок итехнических
услуг ЕБРР. Банк организует встречу на соответствующем уровне и с приглашением
нужных сотрудников. В ходе такой встречи будут обсуждены относительно сильные и
слабые стороны представленной конкурсной заявки, а также любые другие
необходимые участнику торгов сведения для более глубокого осмысления им
возможностей повысить свои шансы на успех вбудущем.
Глава 7.
Индексная и комплексная оценка инвестиционной
привлекательности
предприятия – заемщика.
7.1. Интересы и приоритеты потенциальных
инвесторов.
Инвестирование – это форма вложения капитала с целью
получения дохода. Этот вид деятельности является очень рискованным. Поэтому,
чтобы обезопасить себя, инвесторам необходимо проводить комплексный и
тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности рассматриваемого
предприятия.
Каждый субъект экономических отношений преследует свои цели при
оценке инвестиционной привлекательности предприятий. Интерес собственников
бизнеса при анализе финансовых отчетов заключается в повышении доходности на
вложенный капитал (дивидендов или нормы дивиденда), обеспечении стабильности
фирмы, оптимизации доли собственного капитала, повышении эффективности
использования производственных ресурсов. Кредиторы и инвесторы анализируют
финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам, решить
вопрос о продлении срока ссуды и условиях предоставления займа, гарантии
возврата кредита, выгодность размещения капитала. Главная цель кредиторов –
чистый денежный поток, ликвидность активов, надежность и стабильность получения
выручки и прибыли. Внимание инвесторов обращено на уровень прибыли, которую они
могут получить на вложенный капитал.
Таким образом, чтобы выбрать наиболее эффективный вариант
инвестирования с оптимальным соотношением риска и доходности, необходимо
проводить тщательный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия с
целью прогнозирования его будущего финансового состояния.
При
оценке инвестиционной привлекательности следует знать, что некой абстрактной
категории «инвестиционная привлекательность предприятий» в экономике не
существует, т.к.:
1.Для
потенциального кредитного инвестора (банка) и потенциального институционального
инвестора (акционера, партнера в совместном предприятии) понятие
«инвестиционная привлекательность» имеет различный смысл. Если для банка
основным приоритетом в рассмотрении привлекательности предприятия является его
платежеспособность (так как банк заинтересован в своевременном возврате
основной суммы денег и выплате процентов и не участвует в прибыли от реализации
проекта и, поэтому банк больше внимания будет уделять коэффициенту L3, см. Главу 3, то для
институционального инвестора акценты смещаются в сторону эффективности
хозяйственной деятельности предприятия.
2.Особое
значение имеет предполагаемая сумма инвестирования. Для капитальных вложений
существует как масса прибыли, так и норма прибыли. В этой связи важна позиция
инвестора по рассмотрению инвестиционной привлекательности предприятий. Если
задача рассмотрения состоит в том, чтобы оценить привлекательность предприятий
на предмет размещения фиксированной величины инвестиций, то основным показателем
будет чистая текущая стоимость. Если речь идет о диверсифицированных вложениях
с возможностью варьирования сумой финансирования, то приоритет отдается
показателю внутренней нормы рентабельности.
3.Необходимо
четко различать понятия абсолютной и относительной инвестиционной
привлекательности предприятий. Понятие «абсолютная привлекательность» относится
к рассмотрению конкретного, четко специфицированного инвестиционного проекта.
Понятие «относительная инвестиционная привлекательность» всегда предполагает базу
сравнения: среднеотраслевая инвестиционная привлекательность; сравнение с
другими предприятиями отрасли; сравнение с некими нормативными (заданными
заказчиком оценки, т.е. потенциальным инвестором) значениями.
Таким
образом, существует огромное количество версий оценки инвестиционной
привлекательности предприятий в зависимости от специфики требований заказчика.
Но все это многообразие оценок так или иначе входит в две основные
группы, а именно:
-
группу показателей, входящих в блок фундаментального
анализа;
-
группу показателей, входящих в блок технического
анализа.
Исходя
из изложенного выше, можно сделать вывод о том, что инвестиционная
привлекательность – это экономическая категория, характеризующаяся
эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью,
устойчивостью, финансовым состоянием, его способностью к саморазвитию на базе
повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства,
качества и конкурентоспособности продукции.
Анализ
инвестиционной привлекательности и финансового состояния предприятия может
проводиться с различными акцентами и степенью глубины в зависимости от основных
категорий его пользователей и их экономических интересов. Пользователями
результатов анализа инвестиционной привлекательности и финансового состояния
предприятия могут выступать:
1.
Кредиторы, в состав которых входят коммерческие банки, предприятия и
организации и физические лица. Они заинтересованы, прежде всего, в информации,
позволяющей им определить риск невозвратности ссуд и кредитов и причитающихся
по ним процентов, а также полного выполнения всех обязательств по условиям
кредитных договоров в соответствующие сроки. Кредиторов более всего интересует
кредитоспособность предприятия, которая вытекает из его финансовой устойчивости
и выступает необходимым условием для получения кредитов в коммерческих банках,
займов и коммерческих кредитов в иных организациях.
2.
Инвесторы представляют интересы капитала. Их интересует степень выгодности
вложений (инвестиций) в предприятие, а также потенциальный риск потери
инвестиций. Чем устойчивее финансовое положение предприятия, тем менее
рискованны и более выгодны инвестиции в него. Отсюда экономические интересы
инвесторов лежат в области оценки риска и доходности инвестиционных проектов,
способности предприятия генерировать прибыль и выплачивать дивиденды.
Инвестиционная привлекательность предприятия очень важна для расширения круга
инвесторов.
3.
Покупатели и заказчики нуждаются в информации, свидетельствующей о надежности
существующих деловых связей с предприятием и определяющей перспективы их
дальнейшего развития. Их, прежде всего, интересует информация о степени
стабильности и непрерывности хозяйственной деятельности предприятия.
4.
Поставщики и подрядчики также заинтересованы в получении информации о
возможностях предприятия рассчитаться с ними по обязательствам в установленные
договорами сроки.
5.
Для работников предприятия важны сведения о прибыльности и стабильности
предприятия.
6.
Акционеры и собственники интересуются прибыльностью предприятия и его
стабильностью в будущем, поскольку с этими данными связаны наличие и размер
дивидендов, а также степень риска при покупке акций. Им также важна информация
о степени рискованности сделанных инвестиций.
7.
Менеджеров и руководителей предприятия интересует информация по эффективности
использования имущества, собственного капитала, рентабельности продукции, норме
прибыли, получаемой на вложенный капитал. Анализ этой информации позволяет им
разработать управленческие решения по дальнейшему повышению эффективности
работы предприятия.
8.
Органы государственной власти заинтересованы в информации для осуществления
возложенных на них управленческих функций, ведения статистического наблюдения.
Эта группа пользователей занимается распределением ресурсов, регулированием
деятельности предприятий, выработкой политики налогообложения как основы
формирования национального дохода.
9.
Свои цели преследуют и аудиторы при проведении анализа финансового состояния.
Конечным продуктом финансового аудита является документ, выражающий мнение
аудитора о правильности, предоставляемой предприятием финансовой отчетности,
которая отражает финансовые условия и результаты деятельности предприятия.
На
основе расчетов основных финансово-экономических показателей, произведенных
в Главе 3 для конкретных российских предприятий, условно
обозначенных как «Монополист» и «Бизнесмен», проведем комплексную
оценку по существующей методике их инвестиционной привлекательности.
ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ "Монополист"
Все
показатели, включенную в группу оценочных коэффициентов, в
анализируемый период имеют положительную динамику. Четыре показателя из
пяти, включенных в оценку качества прибыли, имеют также положительную
динамику.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛАССА
КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ-ЗАЕМЩИКА ("Монополист")